Торонтская оперетта вчера представила
одну из лучших комических опер Гилберта и Салливана. К моему удивлению, был аншлаг, а на оставшиеся до воскресенья представления почти все билеты раскуплены.
Click to view
Маленький клип для начала
Поставленная в 1879 в Нью-Йорке (чтобы уменьшить потери от действий пиратов, без разрешения и выплат ставивших предыдущие сочинения англичан - тогда не было в Штатах никаких законов об авторском праве) во многом пародийна.
Начнем с того, что Пензанс -
тихий городишко на побережье Корнуолла, где пиратов отродясь не было. Во-вторых, Салливан в музыку включил несколько аллюзий/подражаний великим: Верди, Доницетти, Шуберту. Еще одну очевидную параллель покажу ниже.
Сюжет глуповато-смешон: глухая нянька поняла, что умирающий хозяин ее просит отдать сына в ученичество к пиратам (на самом деле было сказано pilot - лоцман, а не pirаtе), в 21 год его ученичество должно подошло к концу, и в этот день он впервые видит девушек - дочерей генерал-майора Стенли. Бедняга до того видел только одну особу женского пола - свою старую няньку. Пираты захватывают девушек, потом подходит полиция и т.д. и т.п. Заканчивается всё весело и хорошо.
Оперетта - одна из немногих сочинений английский соавторов - вошла в современную культуру, некоторые арии стали почти хитами, потому на ее основе до сих пор появляются стёбные переделки:
Click to view
Пародия на арию генерала "I'm the very model of a modern Major-Genеral"
Если режиссура и работа художника-постановщика, взваленные на плечи художественно руководителя Торонтской оперетты - Гильермо Сильва-Марина, - были чуть лучше обычных, то дирижер Роберт Купер с маленьким оркестриком справиться не смог. Я больше понимал, где музыка хороша, чем слышал это.
Зато голоса были неплохими, особенно порадовала исполнительница главной партии Джессика Ченг - у нее по сути колоратурное сопрано. Зачем в оперете такой голос? Послушайте одну арию героини Ченг в исполнении молодой англичанки Виктории Джойс
Click to view
А вот она же с
арией Царицы Ночи. Параллель очевидна, хотя сравнивать Салливана с Моцартом никто не рискнет :)
Костюмы в Торонто были чуть другими, но в общем и целом стиль похож
Тем не менее рекомендовать не буду: оркестр позорен, а режиссура лишь подчеркивает старомодность мюзикла. Однако в хорошем театре впечатление должно быть совсем другим.