Первая неделя марта в Торонто была украшена гастролями Мариинки, привезшей классику: с первого по шестое балетная труппа выступила 7 раз. Мне чуток не повезло: я ходил в прошлый четверг, когда Екатерина Кондаурова (Одетта/Одиллия), Евгений Иванченко (Зигфрид), Алексей Недвига (шут) и Иван Ситников (Ротбарт), а в среду танцевали Лопаткина и Данила Корсунцев
В четверг утром я выслушал не особо лестные мнения тех, кто был в среду, и шел с несколько настороженным предвосхищением. Пугался я напрасно: Мариинка себе не изменила, "талант ее не стерся" - всё тоже техническое совершенство, что и всегда.
Я сидел в 9 ряду партера и за весь вечер заметил только один "прокол" - Зигфрид один из прыжков закончил не в пятой позиции, а черти как. В остальном же был высочайший уровень техники прыжков, па, поддержки, поз. Возможно, профессионалы балета заметили больше, но у меня совершенно дилетантские теоретические знания, я не заметил ничего. Предполагаю, что божественная техника - результат выучки в Вагановском училище.
Не могу не отметить драматический (комедийный) талант и фантастическую прыжковую технику Алексея Недвиги! Впрочем все были на замечательном, невиданном для наших краев уровне!
Хотя, положа руку на сердце, танцевали "без огонька", словно устали, морально и психологически. :(
Приятно порадовало меня место в программке, где подчеркивалась роль Льва Иванова в фантастическом успехе балета. Несмотря на убеждения многих, что это балет Мариуса Петипа, именно Иванов поставил самые запоминающиеся танцы!
Click to view
Видео с точно такой же постановки Мариинки 2006 года
Хурожник-постановщик Игорь Иванов использовал очень "мариинские" декорации, пастельные тона большей части костюмов, созданных Галиной Соловьевой, очень хорошо сочетались с декорациями и были выдержаны в привычном ключе.
Поскольку полное счастье случается крайне редко, то поварежка дегтя была влита оркестром: Мариинка гастролирует тремя компаниями - опера, балет и оркестр. Наслаждаться танцорами или певцами вместе с "родным" для них оркестром можно только в Питере (и Москве?). Бедным канадцам пришлось довольствоваться не самым достойным оркестром Китченера-Ватерлоо. Дирижировал Павел Бубельников, работавший в Мусорке, а с 1997 в детском музыкальном театре "Зазеркалье".
Задача дирижера в опере и балете - быть связующим звеном между оркестрантами и танцорами или певцами. Бубельников не смог "удержать" оркестр и следить в то же время за происходящим на сцене. Потому несколько раз солисты начинали не синхронно с оркестром :(
Вина, разумеется, не на дирижере, а на оркестре - не тот у него уровень :(
Собственно балет все знают. Как нам кажется :)
Постановок было много и либретто менялось. Об этом я и позволю себе пару слов
Click to view
Финал постановки в Американском театре балета
Посмотрите клип с оринальной версией Петипа-Иванова: Зигфрид нарушил клятву, Одетта должна погибнуть, она погибает, за ней следует Зигфрид.
Этически данная версия куда лучше "голливудской" версии, когда всё заканчивается хорошо (именно ее показывает Мариинка). Гениальность Чайковского не только в теме, потрясающих отрывках, но и в том, что музыка ложится на любой сценарий - как оптимистичный, так и морализаторствующе-справедливый.
Click to view
" Мариинка": Корсунцев (Зигфред) и Лопаткина (Одетта)
Наверное, для широкой публики такой сказочно-хороший вариант предпочтительнее. Как сказал один киногерой: "Птичку жалко". Правильно - чего ее в расход пускать :)
Ну, и раз выше упомянул шедевры Льва Иванова, не могу не привести один из самых гениальных танцев мирового балета:
Click to view
Pas de Quatre (Большой театр оперы и балета)