В минувшую среду был на предпоследнем предствавлении
оперы Моцарта в Канадской опере. Однозначно постановку не оценить, потому попробую передать впечателения.
Дамы из свиты царицы Ночи в а-ля садо-мазо костюмчиках и дракон с детского утренника
Первый акт был представлен как "спектакль в спектакле": режиссер Диан Паулюс и художник Мюнг Хи Чо решили, что сделать небольшой павильончик в духе парков 18 века в центре сцены будет прикольно. Решение такое требует сложной режиссуры, чтобы параллели между придуманными ролями зрителей не смотрелись в полной противофазе с теми ролями, которые время от времени они же должны исполнять в опере.
Click to view
Ария царицы Ночи (Диана Дамрау)
Не будем забывать, что "Волшебная флейта" - стёб Моцарта, а не просто пересказ массонских ритуалов, как любят упрощать отдельные театроведы. Моцарт прекрасно знал, что Зороастр не мог молиться Осирису и Изиде и т.д. Птицелов Папагено в птичьем костюме, дракон, запутывание зрителей, кто хороший, а кто плохой - всё это пародия.
И вместо того, чтобы "оторваться на всю катушку", режиссер и художник смешали в кучу людей и коней:
Зороастр с шумерской бородой, ворота Летнего сада, "латники" из другой эпохи и Памина в одежде девочки, еще не выезжавшей на первый бал - чтобы так не уважать зрителей, нужна особая наглость!
Не менее обидно, что богатейшие технические возможности одного из лучших театров Северной Америки остались невосстребованными :(
Из того же детского утренника были все мелкавшие на сцене животные.
Пару слов об оркестре: играли плохо :(
Несмотря на то, что я слышал не "первый состав" (Майкл Шаде - Тамино и Изабель Байракдарян как Памина), у меня нет никаких претензий к певцам: Фредерик Анту (Тамино), Алин Кутан (царица Ночи), Симон Осборн (Памина), Михаил Петренко (Зороастр) были на высоте.
Особенно порадовала канадская сопрано Алин Кутан исполнившая сложнейшие партии на удивление красиво! Думается, что ее дебют в Ла Скале будет началом дальнейшего восхождения, но при этом она не будет забывать alma mater :)
Даже в довольно жестких рецензиях
критики восхищались Родионом Погосовым. Действительно, замечательный голос, драматический талант - всё в наличии.
Не могу не отметить отличную работу тренера по немецкому: речь звучала почти все время и у всех без английского или русского акцента (или вернее так - те, кто подобно мне, не знают немецкого, не могли заметить акценты).
Во всем ансамбле я бы отметил только одно слабое место: трех "гениев", каковых по идее должны были петь женщины (сопрано), отдали настоящим детям, слабые голоса последних постоянно срывались и вообще не обладали мощностью, потребной в большом зале.
Click to view
Позволю себе несколько соображений вокруг да около.
Вам никогда не казалось странным, что принцы влюблялись в портрет, абсолютно ничего не зная о принцессе? Безусловно, "мужчины любят глазами", но есть в страсти, возникшей с одного взгляда на приукрашенное изображение (ведь тогда других не было), есть нечто лживое, натужное.
Потому принципиально важны подвиги, которые совершает принц ради принцессы: сложности и препятствия сопровождаются эмоциональными переживаниями, а последние переносятся на объект обожания.
Красиво подчеркнута важность "сходства" для возникновения чувств: Тамино влюбляется в Памину, Папагено - в Папагену. Причем последняя по либретто одета также идиотски, как птицелов.
Для того, чтобы Памина могла влюбиться в Моностатоса, тот должен быть на порядок лучше Тамино, а тут еще расовые и социальные различия, не говоря уж о принадлежности к разным лагерям.
Опера показывает, как связано счастье девушки с уходом из матриархального общества в патриархальное. Одновременно матриархальное общество способно только обмануть мужчину, дать ему ложные цели.
Когда заканчивается власть женщин? С восходом солнца. И в истории есть многожество примеров того, как вечерне-ночное общение с царицами меняло дневные решения царей.
Я бы не отнес постановку к удачам сезона, но благодаря гению Моцарта и замечательным голосам, и к провалам не отнести.
И напоследок еще чуток вокального совершенства:
Click to view