В среду был приглашен на постановку оперы Джона Адамса "Никсон в Китае" в Канадской опере.
В американском английском выражение "Nixon in/goes to China" означает неожиданное поведение политика. Это большая степень неожиданности, чем "когда рак на горе свиснет".
Если меня до спектакля спросили бы, можно ли создать достойную оперу с названием "Никсон в Китае", я бы сказал: "Да!" (в конце поясню, как), однако Адамс создал то, что назвали "CNN-опера". И не случайно оперу дают в феврале в Метрополитене в НЙ, и в Торонто: визит имел место в конце февраля 1972 г:
Click to view
Я ничего не ожидал от музыки, которую дипломатично назвали "минималистской": предполагается, что композитор знает все 7 нот, но намеренно использует меньше, мол, мог бы написать нечто сложное, а он намеренно ограничился "двумя прихлопами и двумя притопами".
Нет ни малейших оснований полагать, что Адамс способен создать хорошую музыку, хотя он и профессионал. Но совсем бездарный :(
Либретто относительно много сотрудничавшей с Адамсом, но недавно ставшей англиканской священницей (я не знаю, как образовать женский род от "священник" :)) Алисы Гудман отличает историческая точность. На этом достоинства заканчиваются, т.к. никакого сюжета нет, если не понимать сюжет, как сюжет новостей, т.е. простой пересказ событий, а не развитие характеров.
Драмы нет, следить за повествованием не интересно, т.к. ничего не происходит. После третьего акта понимаешь, что таких актов можно навалять за вечер хоть десять: музыка самая убогая, вирши пошлые, без чувств, с самыми простыми рифмами, смысла нет, если мы рассказываем слушателям не о вечера, то можно предложить их вниманию - сны героев, потом пробуждение, завтрак, утренние дела, потом обед и т.д.
Телерепортаж превращается в оперу... ОК, пытается превратиться. Но ведь зрители ходят: американцы лоханулись, канадцы (в Ванкувере во время Олимпиады и сейчас в Торонто), англичане на очереди :(
По сути режиссер Джеймс Робинсон повторил в Торонто то, что несколько лет назад делал в Сент-Луисе. В значительной мере с той же командой.
Среди солистов выделяется только английский тенор Адриан Томпсон, исполнявший партию Мао, - у него есть опыт работы в Ковент-Гардене, остальные же приглашенные исполнители до уровня Мета не поднимались (за исключением Марисол Монтальво в роли Цзян Цинь - жены Мао, из "банды четырех" - для тех, кто про такое помнит, Монтальво пела в Парижской и Берлинской операх, но ярким, сильным и выразительным голосом она все же не обладает, или тщательно его скрывала). И это вполне заслуженно :(
Как ни халтурны были партии, голоса певцов не тянули на нормальный зал (особенно это касалось Никсона с его слабым баритоном). Пат Никсон по идее должна быть лирическим сопрано, а жена Мао - колоратурным, а исполняли партии обычные сопрано :(
Если в Хьюстоне опера была вполне себе зрелищной (см. клип выше), то в Торонто художник решил, как и композитор, обратиться к минимализму, также умножив его на пошлость. :(
Представим на миг, что труппа была бы приличной, режиссер и художник талантливыми, спасло бы это оперу?
Нет: сколько ни кастрируй плохого танцора, Барышникова из него не получится.
Теперь о том, что можно было бы сделать, если бы у Адамса и Гудман были способности. Сюжет нужно было построить не О визите Никсона, а ВОКРУГ. В духе голливудских сценаристов надо было закрутить слезовыжимательную драму о какой-нибудь любви простого американского журналиста (или охранника, морпеха и т.п.) и китайской девушки, причем любовь может идти на фоне всей той ахинеи, которая сопутствовала визиту и представлена в либретто Гудман. Чем "сопливее" любовь, тем выигрышнее получаются оперные партии (да, тут потребовался бы талант не Адамса, но мы же фантазируем :)).
И самое последнее: если бы не дурацкий визит Никсона, Китай встал бы на путь экоминических преобразований заметно - на 5-10 лет, - позже, не успел бы к "раздаче" пирога глобализации, мир не имел бы одну-на-всех "мастерскую", скупающую Африку и Азию, создающую проблемы соседям и Западу, а в перспективе и оттяпающую Сибирь и Дальний Восток у России.
Надеюсь, все поняли, что ни в коем случае не рекомендую. Даже бесплатно.
Перечитал и понял, что нельзя заканчивать на такой пессимистической ноте :) Должно же быть в постановке хоть что-то хорошее. Да, оно есть: теперь я смогу грубо, но аргументированно отшивать выклянчивающих пожертвования представителей Канадской оперы тем, что я не хочу, чтобы мои деньги тратились на бред, подобный "Никсону в Китае" :)