Моцарт, Эньес и Кахане

Jan 30, 2011 09:37

В позапрошлый четверг я был на концерте очередного Моцартовского фестиваля, последние 6 лет устраиваемого Торонтским симфоническим в январе.

Местный оркестр был представлен лучшей частью, достаточной для исполнения первых трех концертов для скрипки с оркестром - во времена Моцарта симфонический оркестр был меньше 40 человек.

Солировал и дирижировал очень хороший канадский скрипач Джеймс Эньес. В программе были Первый, Второй и Третий концерты для скрипки с оркестром.

Красивая музыка Амадеуса, чистая игра оркестрантов и талант солиста - казалось бы, что еще надо? Как оказалось, нужно еще и подходящее расположение духа, отсутствовавшее у меня.
Я не томился, я слушал музыку и мне было приятно, но ни одной мысли, никаких чувств я не смог обнаружить в себе. Просто голяк :(

Венгеров солирует и дирижирует Вторым концертом для скрипки с оркестром

Если во время исполнения Первого концерта я думал, что вот-вот настроюсь, войду в резонанс, то во время исполнения Второго концерта я не столько наслаждался музыкой, сколько рефлексировал, почему музыка не находит во мне никакого отклика.
Нельзя сказать, чтобы мое впечатление от концера было испорчено, но определенный дискомфорт я почувствовал.

Эньес со своим Страдивари был отменно хорош, что передавалось оркестру, игравшему на удивление чисто. Хотя и не идеально :)

В следующий, то есть прошедший четверг Моцартовский фестиваль подошел к своему апогею - как никак 255-годовщина со дня рождения. Дирижировал уже Оунджян (я не знаю как правильно писать фамилию музыкального руководителя Торонтского симфонического - англоязычные произносят ее чуть по-разному, да и звуки отличаются, одним словом - Oundjian), а программу определяли фортепьянные произведения, в коих солировал очень хороший американский пианист Джеффри Кахане.

То-ли жизнь чуть изменилась, то-ли еще неописанный концерт великой Хелен Гримо в прошлое воскресенье помог, то-ли книга воспоминаний об Ахматовой, но музыка воспринималась иначе.

Вечер открыла Симфония #34 - приятная, легкая, очень моцартовская:

Поскольку Ахматовой был период серьезного увлечения Вольфгангом Амадеем, то в воспоминаниях упоминается одиночество, слышимое за всей бравурностью и мажорностью.

Торонтский оркестр был неплох, мелкие погрешности и шероховатости были, но тем не менее вполне пристойно.

Далее Концерт для фортепьяно с оркестром #9. Маленький и стареющий Кахане когда-то неплохо выступал в конкурсах, но с ведущими европейскими оркестрами не выступал, т.е. грань между хорошим и великим музыкантом не перешел.

Великая Мацуко Ушида исполняет вторую часть концерта #9

Я хочу подчеркнуть, что концерт мажорный, но столько грусти, тоски, одиночества редко в каком минорном произведении услышишь!
Если бы не мнение Ахматовой я бы, наверное, удивился странному несоответствию, но на глубокое понимание музыки я сейчас не тяну.
Подобно тому, как есть подъемы и спады в нашем физическом, интеллектуальном и эмоциональном состояниях, наверное, существует и более длительный цикл колебаний способности усваивать прекрасное. Возможно, лучшее знакомство с данной сферой искусств, большие опыт и знания могут помочь во время спадов, но какого-то резонанса в душе, лучшего вникания, обнаружения чего-то оригинального, того, что в другой раз и не услушал (или не увидел) бы, не происходит.

Вымучивать из себя мысли ничуть не продуктивнее, чем вымучивать стихи - если не идет, то не идет :( Нужно расслабиться и подождать, когда душа будет в более подходящем состоянии.

После антракта исполнили Адажио и фугу до-минор - единственное минорное произведение за вечер (в принципе логично - День Рождения требует опредленной мажорности).

Примерно с 3:05 начинается фуга - мощное, многоголосое произведение, интересное в частности тем, что роль "вторых" скрипок больше, чем "первых".

К чести Оунджяна признаю, что под его руководством наш оркестр играл лучше, а трактовка дирижера была интереснее, чем в найденном клипе.

Энергичная музыка, как и энергичная речь как бы исключают мысль о сомнениях, неуверенности, одиночестве сочинителя или говорящего. Нам понятнее, когда о горьком и неприятном говорят тихо, одним инструментом. Но это лишь привычка, стереотип, нежелание выйти за пределы рутины.

Возможно, написанный быстро (за 2 года тогда Моцарт написал 12 концертов для фортепьяно) Концерт #22 не самая лучшая иллюстрация одиночества творца, но в предлагаемом клипе кадры из гениального фильма Милоша Формана помогают увидеть и услышать, насколько непонятым был композитор, как он веселился ради других, как безнадежно жаждал любви и принятия, как внутренне страдал:

Быть может, каждый из нас в душе очень одинок, но, наверное, гении чувствуют свое одиночество острее, поскольку у них вообще переживания тоньше, ум глубже.
А вдруг Анна Адреевна говоря о Моцарте имела в виду и себя?

На этих выходных фестиваль заканчивается.

Торонто, классическая музыка

Previous post Next post
Up