Оффенбах. Рождение и смерть оперетты

Nov 16, 2010 09:56

В прошедшее воскресенье Торонтский театр оперетты давал гала-представление из произведений Жака Оффенбаха, после которого желающие могли продолжить коктейлем с фандрейзинговыми целями. У меня планы были несколько иные, потому я ограничился только собственно концертом.

Перечислять те произвения, которые прозвучали в правильном порядке я не буду - нет никакого смысла, т.к. проиллюстрировать клипами не получится (видеоролики должны быть достойного качества:)).
Тем не менее постараюсь представить что-то из каждой оперетты, арии из которой звучали.

image Click to view


Баркаролла из "Сказок Гоффмана"


По сути создавший жанр, Жак Оффенбах написал 99 оперетт, в том числе первую полноценную (с оперно-театральной точки зрения) "Орфей в аду", откуда наиболее известен "Канкан":

image Click to view


Интересное "танцевальное решение", как я подозреваю, определяется возможностью привлечь нескольких балетных танцоров, а также неспособностью к танцам большей части солистов и хора :)

Оперетты Оффенбаха были веселыми, с фривольностями (даже пошлостями), ёрничеством, подколками, нравились они всем слоям - от королевских особ до самой простой публики.

Концертное исполнение предполагало партию фортепьяно и шесть солистов - сопрано, меццо-сопрано, тенор и три баритона. Канадская англичанка Трейси Рейнольдс обладает неплохим голосом (таки меццо :)), но ее габариты делают малопрезентабельными все танцевальные номера. Мужская часть, включая француза Николаса Гюи-Бюрона, была вполне ничего. Однако приятным сюрпризом оказалась сопрано Лесли Энн Бредли, учившаяся во Франции - выразительный, красивый голос, эмоционально-насыщенное пение, способность играть и даже почти танцевать (в Торонтском театре оперетты с постанвкой танцев просто "труба" :( ). Не буду сравнивать ее с фон Оттер, но очень хороша:

image Click to view


Дуэт из "Великой герцогини Герольштейнской" - фон Оттер и Жюль Рагон

Кстати, эту оперетту, написанную и поставленную специально для Всемирной выставки в Париже, слушали Наполеон III, Александр II, тогда-еще-не-король Эдуард VII и Бисмарк - возможно, это рекорд для посещения царственными особами и главами государств оперы, дававшейся в одном театре.

Смотря на публику в зале, я подумал, что через 20 лет большинства из них не будет на свете, т.к. медианный возраст, кажется, был выше 70 :(
При том, что Торонтской оперетте всего 25 лет, я сомневаюсь, что она доживет до 50-летия. В Северной Америке нет другого театра оперетты (был еще один в Филадельфии, но два последних сезона не функционирует). Если поискать в Гугле, то всплывают Торонто (для меня - с канадским IP-адресом), Москва и Будапешт ("Комическая опера" в Париже - Opéra-Comique - требует других ключевых слов).

Мне кажется, что в ближайшие 10 лет из-за естественной убыли зрителей оперетта в Западном полушарии исчезнет, как в континентальном (венские композиторы и Оффенбах), так и в английском (работы Жильберта и Салливана сейчас ставятся почти исключительно силами самодеятельных и студенческих театриков) вариантах. Отдельные шедевры войдут в репертуар оперных театров, но скорее в виде исключения, что все равно означает смерть жанра...

И чтобы не заканчивать на минорной ноте, т.к. концерт был хорошим пара клипов :)

image Click to view


"Парижская жизнь" (на французском) Лионская опера

И на русском:

image Click to view


Ария из "Прекрасной Елены"

опера, Торонто

Previous post Next post
Up