Как и
два года назад, в мае слушал моцартовского "Идоменея", но в постановке не Опера-Ателье, а
Канадской оперы.
Пересказывать сюжет не буду - совсем кратко он есть в
старой заметке, более подробно - в
Википедии.
Важнее, что другая постановка вызвала совсем другие впечатления.
Вот так художник Карина ван Херке одела сына Идоменея - Идаманта и троянскую принцессу Илию.
Моцарт писал партию Идаманта для мужского сопрано, но в наши дни сей голос не просто редок - толком он имеется только у Майкла Маниачи, потому в большинстве постановок партию мужского сопрано отдают меццо-сопрано, т.е. женщине. В данном случае Кристине Сабо (Krisztina Szabò). Объект страсти Идаманта - Илию, - исполняла замечательная канадская сопрано Изабель Байракдарян (Isabel Bayrakdarian). Последняя важная женская партия - Электры - исполнялась Тамарой Вилсон.
Click to view
Арии Электры в исполнении выдающейся немецкой сопрано Ани Хартерос
Решение бельгийского театрального художника - вместе с французским режиссером Франсуа де Карпентре (François de Carpentries) и немецким художником-постановщиком Зигфридом Мейером (это их не первая совместная работа), - было не особо оригинальным, но тем не менее достаточным для решения поставленных задач. Следует подчеркнуть, что художник по костюмам (Карина ван Херке) в этой тройке еще и отвечает за "драматургию" (видимо, характеры персонажей), а режиссер (Карпентре) заодно и художник по свету.
Сразу скажу, что внутренние переживания и черты личности персонажей были переданы не только голосами, но и мелкими, удивительно точно-схваченными движениями.
Голоса у всех солисток и у тенора Пола Гровса (Идоменей) были замечательно-красивыми, выразительными и яркими.
В дополнение ко всему дирижер Харри Бикет сумел добиться от оркестра оперы достаточно чистого звучания, не идеального, но тем не заметно лучшего, чем обычно.
Click to view
Мексиканский тенор Рамон Варгас в роли Идоменея
Первое, что удивляет в сюжете, не латинское имя бога - Нептун вместо Посейдона, но наивность древних людей. Представьте себе: возвращается некто, покрытый шрамами и морщинами и говорит, что он ушедший много лет назад на войну царь. Его слова принимаются на веру. Всё, что стоит у него на пути - воля богов. Вернее, даже не воля, но ее толкование.
Второе, это мотив сыноубийства. Почему-то Фрейд и последующие психологи не посчитали его достойным внимания, хотя этот комплекс (назовем его "комплекс Авраама") - обратная сторона эдипова комплекса. Ревность отца к взрослеющему сыну. Ревность, усиленная завистью и страхом перед сопутствующей бегу времени смертью. По сути сыноубийство - еще и бунт против богов, отрицание заведенного ими порядка, т.е. ходом времени, несогласие с последним, если будет позволено так выразиться - хроноборчество.
Вообще человеку труднее всего принять неумолимость времени. Именно время/Хронос придает силу року-судьбе. Я бы даже предположил, что время - главный метафизический враг человека (и при этом друг человечества).
Время - то, что воруется у человека, и то, что человек пытается украсть у вечности. Не случайно в названии первых часах, называемых
"клепсидра", первый корень - "воровать".
Идоменей узнает о любви сына к Илии и, пытаясь обмануть богов, решает отправить Идаманта подальше от дома (по морю, ибо других путей с Крита нет, как бы отдавая жертву на расправу Посейдона, тоже самое убийство, но не своими руками), но при этом отправить с Электрой, а не с Илией, т.к. последняя нравится ему самому. Соперничество с сыном - попытка опровергнуть время.
Идоменей переживает, что должен принести в жертву Идаманта
Переживания Идоменея сходны с переживаниями Гамлета в психоаналитической трактовке: и убивать жалко, и хочется убить.
Еще один принципиальный момент, постоянно подчеркиваемый в опере - невинность Идаманта. Невинность жертвы угодна богам, т.к. убийство невинного является жертвой, тогда как убийство виновного - казнью. Последняя больше нужна людям. Боги же везде предпочитали жертвы, которые ценны уже тем, что если бы не отдавались им, не погибли бы.
Click to view
Аня Хартерос роли Электры, в кадре мелькают Магдалена Кожена (Идамант), Екатерина Сюрина (Илия), Рамон Варгас (Идоменей)
Судьба сестры Ореста не слишком радостна: мать убила отца, если бы сама Электра не спрятала брата, то и его убили бы, потом она должна была понукать брата к решительным действиям, т.е. мести. И вот на Крите она влюбляется в Идаманта, который ее не любит...
Возможно, одна из причин, по которым многие мужчины так неохотно идут на брак, в том, что естественный порядок вещей, если мужчина "преследует" женщину, но не наоборот. Если же в отношениях активная сторона - женщина, мужчина может чувствовать дискомфорт, эта женщина теряет свою привлекательность, т.к. он, мужчина, не ощущает себя мужественным преследователем, охотником, победителем.
Электра, с ее бешенным темпераментом, бурлящими страстями, не может покорно ждать своей участи, она должна получить то, чего жаждет. И своими действиями она сама себе вредит, отпугивая Идаманта.
По какой-то причине ей приходится иметь дело с не особо решительными мужчинами, для которых ее напор - фактор отвращения.
Click to view
Аня Хартерос в последней арии Электры, готовящейся заколоть себя
Жертвенность Илии спасает Идаманта. Вопрос в том, почему спасает? Посейдон был на стороне греков, а не троянцев (обида лично на Одиссея - иная история), почему Посейдон решает изменить свою волю?
Думается, что змей, насланный богом моря на критян, собрал столько жертв, что еще одна - Идамант или Илия, - была не нужна, тогда как "помилование" оставляло виновных не наказанными, т.е. позволяло "вернуться к этому разговору" позже. Боги не прощают, они откладывают наказание.
Click to view
Миша Бруггергосман (Measha Brueggergosman) с той же финальной арией Электры.
Click to view
Для сравнения та же ария в исполнении Анны Нетребко и тоже в концертном исполнении.
Очень хорошая постановка оперы европейской командой с американскими, но мирового уровня исполнителями! Я бы даже рискнул сказать, что это "на круг" лучшая опера прошедшего сезона 2009-2010 (где-то была лучше музыка, где-то интереснее режиссерские находки, но по совокупности я бы сказал, что "Идоменей" лучшая).
Осталось 2 представления - 27 и 29 мая.