"Идоменей, царь Критский"

May 26, 2010 10:28

Как и два года назад, в мае слушал моцартовского "Идоменея", но в постановке не Опера-Ателье, а Канадской оперы.

Пересказывать сюжет не буду - совсем кратко он есть в старой заметке, более подробно - в Википедии.

Важнее, что другая постановка вызвала совсем другие впечатления.



Вот так художник Карина ван Херке одела сына Идоменея - Идаманта и троянскую принцессу Илию.
Моцарт писал партию Идаманта для мужского сопрано, но в наши дни сей голос не просто редок - толком он имеется только у Майкла Маниачи, потому в большинстве постановок партию мужского сопрано отдают меццо-сопрано, т.е. женщине. В данном случае Кристине Сабо (Krisztina Szabò). Объект страсти Идаманта - Илию, - исполняла замечательная канадская сопрано Изабель Байракдарян (Isabel Bayrakdarian). Последняя важная женская партия - Электры - исполнялась Тамарой Вилсон.

image Click to view


Арии Электры в исполнении выдающейся немецкой сопрано Ани Хартерос

Решение бельгийского театрального художника - вместе с французским режиссером Франсуа де Карпентре (François de Carpentries) и немецким художником-постановщиком Зигфридом Мейером (это их не первая совместная работа), - было не особо оригинальным, но тем не менее достаточным для решения поставленных задач. Следует подчеркнуть, что художник по костюмам (Карина ван Херке) в этой тройке еще и отвечает за "драматургию" (видимо, характеры персонажей), а режиссер (Карпентре) заодно и художник по свету.

Сразу скажу, что внутренние переживания и черты личности персонажей были переданы не только голосами, но и мелкими, удивительно точно-схваченными движениями.

Голоса у всех солисток и у тенора Пола Гровса (Идоменей) были замечательно-красивыми, выразительными и яркими.

В дополнение ко всему дирижер Харри Бикет сумел добиться от оркестра оперы достаточно чистого звучания, не идеального, но тем не заметно лучшего, чем обычно.

image Click to view


Мексиканский тенор Рамон Варгас в роли Идоменея

Первое, что удивляет в сюжете, не латинское имя бога - Нептун вместо Посейдона, но наивность древних людей. Представьте себе: возвращается некто, покрытый шрамами и морщинами и говорит, что он ушедший много лет назад на войну царь. Его слова принимаются на веру. Всё, что стоит у него на пути - воля богов. Вернее, даже не воля, но ее толкование.

Второе, это мотив сыноубийства. Почему-то Фрейд и последующие психологи не посчитали его достойным внимания, хотя этот комплекс (назовем его "комплекс Авраама") - обратная сторона эдипова комплекса. Ревность отца к взрослеющему сыну. Ревность, усиленная завистью и страхом перед сопутствующей бегу времени смертью. По сути сыноубийство - еще и бунт против богов, отрицание заведенного ими порядка, т.е. ходом времени, несогласие с последним, если будет позволено так выразиться - хроноборчество.

Вообще человеку труднее всего принять неумолимость времени. Именно время/Хронос придает силу року-судьбе. Я бы даже предположил, что время - главный метафизический враг человека (и при этом друг человечества).
Время - то, что воруется у человека, и то, что человек пытается украсть у вечности. Не случайно в названии первых часах, называемых "клепсидра", первый корень - "воровать".

Идоменей узнает о любви сына к Илии и, пытаясь обмануть богов, решает отправить Идаманта подальше от дома (по морю, ибо других путей с Крита нет, как бы отдавая жертву на расправу Посейдона, тоже самое убийство, но не своими руками), но при этом отправить с Электрой, а не с Илией, т.к. последняя нравится ему самому. Соперничество с сыном - попытка опровергнуть время.



Идоменей переживает, что должен принести в жертву Идаманта

Переживания Идоменея сходны с переживаниями Гамлета в психоаналитической трактовке: и убивать жалко, и хочется убить.

Еще один принципиальный момент, постоянно подчеркиваемый в опере - невинность Идаманта. Невинность жертвы угодна богам, т.к. убийство невинного является жертвой, тогда как убийство виновного - казнью. Последняя больше нужна людям. Боги же везде предпочитали жертвы, которые ценны уже тем, что если бы не отдавались им, не погибли бы.

image Click to view


Аня Хартерос роли Электры, в кадре мелькают Магдалена Кожена (Идамант), Екатерина Сюрина (Илия), Рамон Варгас (Идоменей)

Судьба сестры Ореста не слишком радостна: мать убила отца, если бы сама Электра не спрятала брата, то и его убили бы, потом она должна была понукать брата к решительным действиям, т.е. мести. И вот на Крите она влюбляется в Идаманта, который ее не любит...

Возможно, одна из причин, по которым многие мужчины так неохотно идут на брак, в том, что естественный порядок вещей, если мужчина "преследует" женщину, но не наоборот. Если же в отношениях активная сторона - женщина, мужчина может чувствовать дискомфорт, эта женщина теряет свою привлекательность, т.к. он, мужчина, не ощущает себя мужественным преследователем, охотником, победителем.

Электра, с ее бешенным темпераментом, бурлящими страстями, не может покорно ждать своей участи, она должна получить то, чего жаждет. И своими действиями она сама себе вредит, отпугивая Идаманта.

По какой-то причине ей приходится иметь дело с не особо решительными мужчинами, для которых ее напор - фактор отвращения.

image Click to view


Аня Хартерос в последней арии Электры, готовящейся заколоть себя

Жертвенность Илии спасает Идаманта. Вопрос в том, почему спасает? Посейдон был на стороне греков, а не троянцев (обида лично на Одиссея - иная история), почему Посейдон решает изменить свою волю?

Думается, что змей, насланный богом моря на критян, собрал столько жертв, что еще одна - Идамант или Илия, - была не нужна, тогда как "помилование" оставляло виновных не наказанными, т.е. позволяло "вернуться к этому разговору" позже. Боги не прощают, они откладывают наказание.

image Click to view


Миша Бруггергосман (Measha Brueggergosman) с той же финальной арией Электры.

image Click to view


Для сравнения та же ария в исполнении Анны Нетребко и тоже в концертном исполнении.

Очень хорошая постановка оперы европейской командой с американскими, но мирового уровня исполнителями! Я бы даже рискнул сказать, что это "на круг" лучшая опера прошедшего сезона 2009-2010 (где-то была лучше музыка, где-то интереснее режиссерские находки, но по совокупности я бы сказал, что "Идоменей" лучшая).

Осталось 2 представления - 27 и 29 мая.

опера, Торонто

Previous post Next post
Up