Прочитал большую и интересную лекцию Алека Эпштейна
"Почему не болит чужая боль: память и забвение в Израиле и в России".
Эпштейн - один из активно-пишущих историков и политологов (его публикации есть в
"журнальном зале", в
израильских "Мнениях" и
т.д.). Его нельзя назвать откровенно левым или центристом, он изображает, что стоит на страже
(
Read more... )
А ведь ни черта вы в статье не поняли.
Ни о каком сравнении Катастрофы с Накбой там и речи нет. А сравниваются государство Российское с государством Израиль по некоторым параметрам развития в них по-настоящему гражданского общества и делается вывод (каждому самому решать: правильный или нет), что в развитии этого общества у обоих очень разных государств наличествуют близкие проблемы. А также осуждается национальный и прочий эгоизмы ПО ВСЕМ АЗИМУТАМ.
Я бы добавил от себя, что у разных государств с разной историей есть печальная общая черта: они серьёзно больны и в течение лет 30-и вполне могут исчезнуть с карты или настолько преобразиться, что нынешнее поколение их не узнало бы. Причины, вроде бы, тоже разные, как и сами государства, но тем не менее их можно охарактеризовать словом ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ. Россия просто вымирает за исключением той части, которую не совсем правильно называют "мусульманской", а в Израиле катастрофически сокращается относительная численность светского населения. В этом году впервые число религиозных учеников первого класса превысило число мало- и нерелигиозных. и темпы изменений нарастают. Светское население, сдавливамое с обеих сторон харедим и арабами, скорее всего через четверть века начнёт массово эмигрировать, и это будет настоящее бегство.
Ну и напоследок. Алекс Эпштейн действительно НЕ является представителем ЛЕВОЙ части израильского политического спектра. Его в другой стране назвали бы центристом, но по моему убеждению в Израиле самостоятельная центристская платформа пока что невозможна, так что его нужно назвать представителем КОЛЕБЛЮЩИХСЯ от "правых" к "левым" и обратно.
Reply
сравнение все же есть: "В настоящее же время в палестинских учебниках отсутствует какое бы то ни было упоминание о еврейском Холокосте, ничего не говорится о том, что создание еврейского государства спустя считанные годы после Холокоста имело огромное символическое значение. С другой стороны, в израильских учебниках мы видим отсутствие какого-либо упоминания о Накбе..."
но я воспользовался статьей больше как поводом, я же написал, что факты приводимые историком не оспариваю, меня интересуют другие вещи.
--В этом году впервые число религиозных учеников первого класса превысило число мало- и нерелигиозных. и темпы изменений нарастают. Светское население, сдавливамое с обеих сторон харедим и арабами, скорее всего через четверть века начнёт массово эмигрировать, и это будет настоящее бегство.--
если так, то это будет ужасно :(
насчет политической оценки Эпштейна согласен. хотя как писали выше, его временами здорово заносит :(
Reply
Не думаю, что это можно назвать сравнением, ибо весь пафос статьи о том, что МЕРЯТЬСЯ горем и катастрофами и горем - прямой путь к конфронтацией. Не подсчитывать надо скурпулёзно, сколько бед перепало и от кого, а проявить понимание, что и другим было не сладко.
Удивительно, что как раз в эти же дни Вы с друзьями обсуждали схожую проблему на другом материале, где Вы как раз заняли очень верную позицию. Что же помешало в этой дискуссии занять такую же? Я имею в виду спор о правозащитниках. И там Вы нашли решение: ни на йоту не отступаясь от своего, найти в себе силы признаться в том, что твои правильные действия могли прямо или косвенно принести незаслуженное конкретными людьми горе и беды и постараться повести себя в этой ситуации достойно, по-человечески.
Естественно, это не даёт никаких гарантий миру во всём мире и тому, что "лев возляжет с козлёнком", но сохрани в людях, которые люди, человека.
"....я воспользовался статьей больше как поводом..." -
Согласен. Но очень трудно отвлечься от того, что вынесено в заголовок, да ещё и такими крупными буквами. комментарии пошли всё больше об этом.
"...его временами здорово заносит ..." -
Что, согласитесь, не удивительно для "колеблющегося"!
Reply
Reply
Leave a comment