Лекция "О Ничто" Джона Кейджа

Oct 02, 2012 02:11


Вспоминая семинар Владимира Тарасова в сентябре...
Тема семинара : "Современная академическая музыка и джазовый аванград".
Семинар, как и ожидалось, был интересный, насыщенный, глубокий. Временами случался перегруз и мозг отключался, но только для того, чтобы вернуться с новыми мыслями.
Открытия: Glen Gould, Jeremy Steig Quartet,  Kronos Quartet + много мыслей и поводов задуматься, о чем напишу, когда придет время.

О чем не могу не написать сейчас - это о концерте в Консерватории после первого дня семинара. Концерт проходил 15 сентября в рамках Фестиваля Musicircus, посвященного 100-летию Джона Кейджа.
Скажу вам честно, это было испытание... 5 (пяяяять!!) часов в Консерватории... Да еще и на таком "неоднозначном" концерте... Это даже не взрыв мозга, это его мелкое распиливание на отдельные фрагменты с дальнейшим уничтожением некоторых, нахождением новых, неведанных ранее, а потом соединение уцелевших и приобретенных элементов в какое-то неосознаваемое пока целое. Где-то в середине я перестала следить за программой, не понимала, сколько еще осталось и когда все это закончится. Тело требовало движения, мысли растеклись по музыке, звукам и пространству между звуками, мозг в какой-то момент ушел в отказ и отключился. И вот кажется конец... Народ начал расходиться домой ( надо отметить, что треть зала убежала еще в середине), зал опустел, но я дико устала и чувствую, что меня обманули, мне чего-то не хватает! И о чудо - я узнаю, что это, оказывается, только перерыв! Причем, большинство этого не поняли и ушли домой :) После перерыва осталась только треть зала, атмосфера какая-то уютная и таинственная. И лекция Джона Кейджа "О Ничто" (1950 года) с одновременным исполнением сочинений Дж. Кейджа. И вот это была Награда "выжившим"! 
Этот  монотонный, повторяющийся, иногда абсурдный текст ввел меня в дикое состояние восторга! Сколько было смысла в этих повторениях, в игре слов и вообще в казавшейся, на первый взгляд, бессмыслице! Я рисовала какие-то непонятные линии и фигуры, точнее это делала моя рука, тело было расслабленным и уже не требовало движения, а мозг все никак не мог нарадоваться тому, что он улавливает! Так и хотелось закричать: "Да! Ради этого стоило сидеть здесь 5 часов, испытывая противоречивые чувства и проживая все эти странные ощущения!". И скорее всего - момент не был бы так прочувствован без долгой прелюдии!


"Мог бы ты отказаться навсегда от чего бы то ни было и никогда больше не возвращаться к этому, поскольку мы не владеем ничем? Наша поэзия настоящего - это реализация того, что мы не владеем ничем. Поэтому все вокруг - это радость. Поскольку оно нам не принадлежит, значит нам не нужно бояться утрат. Нам не нужно избавляться от прошлого, ведь его нет. Хотя в любой момент оно может появиться вновь под видом настоящего и тогда стать настоящим. Будет ли это повторением прошлого? Только, если мы полагали, что это прошлое нам принадлежит. Но поскольку мы так не думаем, то прошлое свободно от нас, и мы от него. Почти каждый представляет будущее, как нечто весьма неопределенное. То, что я называю поэзией, чаще называется смыслом. Хотя я предпочитаю называть это формой. Это непрерывность, цельность, присущая музыкальному произведению. Непрерывность как таковая, при необходимости может являться доказательством-демонстрацией нашей беспристрастности, ибо подтверждает, что наша радость и наслаждение жизнью заключаются именно в необладании ничем."
Отрывок из лекции Дж. Кейджа "О Ничто", 1950г.
Если информация достоверная, лекцию можно будет прочитать в книге кейджа "Тишина", переиздание которой сейчас готовится.

Вернувшись после концерта уже ночью домой, я написала:
"Дождь смывает усталость и прочищает мысли после пяти часов, проведенных в московской консерватории на фестивале... И кажется даже, что дождь не случаен. Что все не просто так. Ты не пытаешься скрыться от дождя, ты наслаждаешься его свежестью и прохладой и неспеша шагаешь - раз, два, три, четыре... Приходишь домой, ныряешь под теплое одеяло, согретое мужем и дочкой, слушаешь шум дождя, гул машин и сопение маленького чуда и понимаешь, что лучшего завершения такого дня и быть не может".

ориентиры, Джон Кейдж, Лекция "О Ничто", Тарасов, music, trainings, Мысли, Консерватория

Previous post Next post
Up