Весьма интересная статья про то, что может нас ждать в совсем недалёком будущем. Написана была ранее выступления ВВП перед студентами Дальневосточного университета. Ссылка на оригинал - внизу.
До свидания, деньги?
Не корысти ради, а только для повышения эффективности расходов
Как-то в последнее время мерзко попахивает кризисом, хотя по официальной версии у нас такового нет. А что прикажете думать, если все последнее время в стране постоянно ищут пути экономии?
Конечно, в бережливом отношении к деньгам ничего плохого быть не может. Ни один рачительный хозяин даже при высокой обеспеченности не станет сорить деньгами налево и направо. У такого лишних денег не бывает. Он из большой прибыли или крышу починит на своем доме, или займется зубопротезированием, или вложит деньги в развитие бизнеса. Однако, думается, если бережливость превращается в скаредность, и семья просто начинает недоедать - это уже совсем другая история. Оправданием здесь могут быть только реальные финансовые трудности. Обрисовав ситуацию на примере домохозяйства, обратим внимание на попавшую в интернет информацию: Минфин и некоторые независимые эксперты разработали схему экономии государственных средств. Дескать, за три года такие меры позволят сэкономить более одного триллиона рублей. Причем две из трех придуманных мер касаются непосредственно участи российского обывателя: деньги предлагается сэкономить за счет прекращения выплаты материнского капитала и сокращения расходов на выплату пенсий. Там есть и сокращение расходов на государственный сектор. Однако понятно, что чиновники сами себя ограничивать ни в чем не любят. Ну, сократят в канцеляриях несколько пенсионерок с не самой высокой зарплатой. Ну, еще какое-то количество "офисного планктона" с высшим образованием. Все равно со временем чиновничьи штаты непомерно раздуваются, а зарплаты загадочным образом повышаются. Выходит, опять отыграются на рядовом гражданине?
Пенсия уходит за горизонт
Что касается пенсионных расходов, то вокруг них уже столько накручено и наверчено предложений и решений, что в некоторых случаях трудно разобраться даже относительно подготовленному человеку. Последней довольно смелой идеей было отхватить у работающего гражданина (помимо уже уплачиваемого размера пенсионных страховых взносов) еще два процента - на пенсию родителям. А вдруг тот работающий гражданин не имеет таковых? А вдруг он настолько молод, что его родители еще не пенсионеры вовсе? Ну, дела-а-а-а... И если такие идеи носят пока характер неких неутвержденных предложений, то вопрос со сроками выхода на пенсию все больше прорисовывается.
На наш взгляд, это скрытое повышение пенсионного возраста. Официально один из вариантов оптимизации расходов на пенсионную систему называется стимулированием более позднего выхода на пенсию. Многие граждане предпенсионного возраста "сбегали" на сайт Пенсионного фонда РФ, чтобы воспользоваться услугой "Пенсионный калькулятор" - просчитать свою пенсию при условии более позднего ее оформления. И... ничего радостного для себя там не обнаружили. Сама воспользовалась этим калькулятором и выяснила: при том раскладе с деньгами и стажем, который есть у меня, даже проработав еще пять лет после наступления пенсионного возраста, буду получать примерно 15 тысяч в месяц. А ведь это еще, бог знает, в каком году произойдет: во что из-за инфляции превратится эта сумма, никому не известно. При этом в Москве пенсионеры и так получают 12 тысяч рублей в месяц, а ведь они уходили на пенсию в положенный срок - женщины в 55, мужчины в 60 лет. Возникает вопрос: оно мне надо - бегать после 55 еще пять лет на работу без оформления пенсии, чтобы получать дополнительно всего-то три тысячи? Да я за эти пять лет при оформленной пенсии тысяч в 8 - 10 получу гораздо больше.
- Схемой с более поздним выходом на пенсию не рекомендую пользоваться - на мой взгляд, здесь есть риск просто не дожить до заслуженного отдыха, - высказал свое мнение журналисту "МП" директор Института социальной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов. - Тем более, что там за первые пять лет коэффициент не очень большой. А вот если поработать десять лет - тогда уже что-то посущественнее. Однако боюсь, мужчины в стремлении заработать на более весомую пенсию так и не успеют воспользоваться своим пенсионным правом. Ведь такой показатель, как продолжительность жизни мужчин, у нас сегодня не очень радостный. Что, на мой взгляд, логично в предложениях по оптимизации расходов в пенсионной системе, так это идея с индексацией страховой части трудовой пенсии - один раз в год на размер годовой инфляции плюс еще два процента. Что же касается подобной экономии средств в целом - за счет пенсионеров, за счет возможного прекращения выплат материнского капитала с 2017 года, то, на мой взгляд, не с тех позиций начинается оптимизация государственных трат. Конечно, у нас серьезные социальные расходы, однако если их урезать, то все же очень адресно. Мое мнение - большой урон государственной казне наносит банальное воровство: мы знаем о громких уголовных делах, касающихся серьезных ведомств, знаем о раздутых в некоторых структурах штатах и явно завышенной зарплате их высшего руководства. Значительные средства вложены нами в подготовку к Олимпиаде, где тоже, к сожалению, не обошлось без хищений...
Здесь с нашим экспертом нельзя не согласиться: если бы все, кто приближен к государственной кормушке, жили праведно, думается, у нас и проблем бы не было. Как морально-этических, переходящих в уголовные, так и финансовых.
Тем временем вокруг пенсионной системы продолжается хождение всяких идей. Предлагается, например, прорабатывать возможность увеличения пенсионного возраста за счет постепенного повышения возрастной планки до 60 лет - как мы поняли, к 2029 году, с введением выплаты неполной базовой части пенсии женщинам, которым назначена пенсия в возрасте с 55 до 60 лет. То есть нынешней трудоспособной молодежи может светить и такое "удовольствие". Да-а-а.
Так и живем. Готовимся к Олимпиаде в 2014 году, беремся за прочие грандиозные проекты. Конечно, международный имидж страны - это очень важно и нужно, кто бы спорил (хотя кто-то и спорит). И обыватель наш совсем не дурак и жлоб, чтобы этого не понимать. Однако международный имидж зависит не только от реализации идей мирового масштаба, но и от того, как живет каждый день отдельный гражданин той или иной страны. Сегодня Россия не может похвастаться высоким уровнем жизни основной массы граждан (не считая, конечно, слишком высокого числа толстосумов на душу населения). Это касается, на наш взгляд, и жилья, и зарплат, и (по-прежнему) здоровья. Неужели кто-то считает, что у рядового российского гражданина всего уже много? Или у нас в стране все-таки кризис?
Судьбою ваучера
"Материнский капитал" - еще один пункт, траты на которые Минфин решил "оптимизировать". Однако чем закончится эта оптимизация, догадаться не составляет особого труда.
Напомним, что с 2007 по 2016 год была объявлена программа развития семьи. Заключалась она в том, что за второго рожденного (или усыновленного) ребенка родителям полагается сертификат на определенную сумму. Правда, выдаются деньги при условии, что родители не воспользовались никакими другими стимулирующими программами, да и вообще, выдаются вовсе не деньги. Родители получают на самом деле лишь бумажку, согласно которой они могут пустить вписанную в нее сумму либо на улучшение жилищных условий, либо на образование ребенка, либо положить на пенсионный счет матери.
- Когда у меня родился ребенок, мне действительно выдали сертификат, но пока что он так и лежит в коробке со всеми документами, - рассказала "МП" самая обычная мать, наша читательница. - Эти деньги не сможет снять даже ребенок по достижении совершеннолетия. Что же касается улучшения жилищных условий, то вряд ли эта сумма кардинально решит вопрос, по крайней мере, в Москве, с ее бешеными ценами на жилье. Я бы с удовольствием сделала на эти деньги ремонт в детской комнате, но это тоже не разрешается, так как по закону можно лишь вложить деньги в ремонт, который делается своими силами. То есть, наем рабочих оплатить нельзя. А сами мы его не осилим - у мужа руки не оттуда растут, я всего лишь женщина, да и с малышом это проблематично. Да, вроде можно оплатить обучение ребенка в институте или проживание в общежитии, но, учитывая, что деньги лежат даже не на накопительном счету, думаю, потратить их тоже будет нереально, так как к тому времени их инфляция съест, наверное, полностью.
Стоит заметить, что без денег матерей вроде бы сейчас не оставят. По закону, выплаты маткапитала рассчитаны до 31 декабря 2016 года, и их вроде обещают сохранить. Но авторы плана по экономии бюджета страны предлагают на этом и остановиться, не продолжая дальше программу. Уже подсчитано, что такая мера высвободит с 2017 года свыше 300 миллиардов рублей. В качестве ложки меда в этой цистерне дегтя эксперты уверили, что совсем оставлять семьи без поддержки Минфин не собирается. Так, предлагается повысить пособия на детей из бедных семей...
- В нашей стране не то, что бедным семьям, а обычным-то плохо живется, - заметила представитель "Сообщества многодетных и усыновленных семей" Юлия Кислицина.- Те копейки, которые выделяются за второго ребенка, и деньги, которые выплачивают власти многодетным семьям, попросту смешные. Да, за пятого или шестого могут и коттедж дать в социальный найм, но чтобы родить этого пятого или шестого (да хотя бы третьего!), семье нужно на что-то жить. Государство должно серьезно поддерживать семью. Пока что этой поддержки нет. У нас только с 2009 года стало худо-бедно увеличиваться число семей с двумя детьми. Так что, видимо, после 2016 года опять будет спад.
- Конечно, правительству виднее, куда девать деньги, но мне кажется, что уничтожать материнский капитал, как программу, нельзя, - заметил в интервью "МП" депутат Госдумы Вадим Деньгин. - Например, я объездил 65 регионов нашей страны и лично видел множество семей, которые реально улучшили свои жилищные условия. Да, деньги небольшие, но сделать пристройку к дому или даже купить жилье, пусть и не самое лучшее, вполне реально. Так что я думаю, власти не откажутся целиком и полностью от помощи обычным, а не бедным семьям. Просто будет создана какая-то другая программа.
Однако это лишь догадки. Пока же очевидно одно: после 2016-го родителям маткапитал перестанут выплачивать даже виртуально. Почему виртуально? Потому что больше всего он похож на ваучер: вроде и реальные деньги, а на самом деле - не ухватишь.
Странный сектор
Сэкономить деньги на госзакупках - идея отличная, особенно, на фоне закрытия дел о покупках многомиллионных гарнитуров для служебных кабинетов некоторых вояк. Однако почему-то о сокращениях в этих сферах речь не идет, а вот закупки для школ хотят сделать "более прозрачными", равно как и в "медицинской сфере отказаться от покупки дорогостоящих лекарств".
Министерство финансов обещает, что реформа госсектора предполагает создание "открытой" сферы предоставления и выполнения государственных, либо муниципальных услуг. Это позволит сократить долю неэффективных расходов на 10 - 15 процентов. Так, предлагается, например, разработать и принять до конца 2014 года специальный федеральный закон, регулирующий вопросы предоставления государственных и муниципальных грантов, по которым их получатели будут публично отчитываться. В 11 раз могут быть сокращены и объемы грантов "регионам, достигшим наилучших показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти": с 11 миллиардов рублей в год до 1 миллиарда. Все это даст повышение качества предоставляемых населению госуслуг, полагают составители доклада.
Прозрачнее должна стать и деятельность образовательных учреждений - к 2016 году это позволит сэкономить до 15 процентов выделяемых на них госденег. При этом выгода от реструктуризации вузов, подчеркивают составители доклада, в полной мере почувствуется только после 2018 года. А повышение равномерности выделяемых образовательным учреждениям денег даст 10 процентов экономии. В плюс к этому снижение численности студентов к 2018 году даст 81,8 миллиарда рублей, а экономия фонда оплаты труда - 63,1 миллиарда.
В здравоохранении оптимизация расходов будет достигаться противодействием закупкам медучреждениями лекарств, цены на которые не подлежат государственной регистрации и завышаются в два - три раза по сравнению с высокоразвитыми зарубежными странами. Для этого будет создана система установления референтных цен на все рецептурные лекарственные препараты. По расчетам экспертов, экономия на закупках для госпитального сектора после этого могла бы составить 13,27 миллиарда рублей в год в ценах 2012 года.
"МП" удалось связаться с Ириной Кузнецовой - научным руководителем института управления закупками и продажами ВШЭ, профессором и доктором наук, - принимавшей участие в разработке нового проекта.
- Только через полтора месяца будут спланированы все изменения в госзакупках и сформирован бюджет на следующий год, - заметина Ирина Владимировна. - Поэтому говорить что-то определенно сейчас сложно. Единственное, что я точно могу сообщить, так это то, что сильно учреждения образования и больницы не пострадают. По опыту последних лет могу сказать, что сокращение закупок медикаментов, необходимых для жизнеобеспечения, происходит в самую последнюю очередь. Что же касается экономии на школах, то там тоже ко всему будут подходить с умом. Учителям зарплату не сократят, а вот с ремонтом или тратами на мебель можно будет повременить.
- Сократить расходы можно вообще, не затрагивая социальный сектор, - высказал "МП" свое мнение независимый финансист, эксперт по оптимизации финансового планирования Георгий Гришин. - У нас в стране многомиллионный автопарк для чиновников всех рангов и довольно дорого обставленные кабинеты. Куда проще сократить траты, пересадив всех слуг народа с немецких автомобилей, на машины, более подходящие именно слугам. Я говорю об автотранспорте отечественного производства и о машинах, цена которых не переваливает за 600 тысяч рублей. Ведь сейчас средняя стоимость автомобиля чиновника колеблется где-то в районе полутора миллиона, и это не считая обслуживания и зарплат водителей. Помимо этого точно знаю, что сократить гостраты можно, покупая бюрократам в офисы мебель из ДСП и пластика, а не из дуба и слоновой кости. Сократить бюджет госзакупок не так уж сложно, введи сами чиновники более строгие рамки для себя.
Вообще выглядит вся эта ситуация с экономией финансирования как-то не очень. Все пытаются уменьшить число гособязательств и социальных гарантий. При этом все начисто забыли, что число чиновников в нынешней России почти в три раза больше, чем в СССР со всеми его многочисленными республиками. Забыли и о недифференцированной системе налогообложения, где миллионер платит те же 13%, что и среднестатистический россиянин. Вернее, забыли обо всем этом только чиновники, мы же, обычные смертные, обо всем помним и продолжаем недоумевать: если дыры в бюджете действительно такие большие, почему убирают поддержку соцсферы, а не экономистов, которые ведут страну на самое дно?
Ирена ТАТОНОВА, Никита С. МИТРОХИН.
Источник:
http://old.mospravda.ru/issue/2013/08/21/article37055/