Хорошее фэнтези для подростков

Jun 24, 2017 15:20

Ножиданно в обзор попала - там не только моё но и моё тоже.

Originally posted by eugeniashaffert at Хорошее фэнтези для подростков
Меня постоянно спрашивают о хорошей фантастике для школьников, зная, что я это направление люблю и читаю, но я всегда со скрипом советую, потому что неплохо знаю научную фантастику 60-80-х гг., читала классику фэнтези, поэтому многие современные тексты кажутся мне вторичными, да и просто хуже написанными. Но тут попалось два произведения подряд, которые не грех и посоветовать любителям выдуманных миров. Стоит только иметь в виду, что миры там важнее психологизма и двойных смыслов, зато сюжеты интересные!


Матильда Глейзер. Книжные странники. - М.: Рипол, 2017.

Идея проникновения из нашего мира в книжный, конечно, активно эксплуатируется разными писателями, и обычно от подобного сюжета много не ждёшь. Если Корнелия Функе более-менее заинтриговала своим Чернильным миром, герои которого шастали туда-сюда,из книг и обратно, только ветер в ушах свистел, то "Время библиомантов" Кая Майера стало полным разочарованием, несмотря на обильные лужи крови, которым позавидует сам Тарантино. Впрочем, в отличие  от обоих указанных произведений, у "Книжных странников" есть одно существенное достоинство: перед нами не сериал, а законченная книга, продолжения не следует.

Герои этой истории могут проникать в сюжет книги с помощью специального портала, типа Стоунхенджа. Они кладут книгу себе на лицо, ложатся под арку - и вуаля, ты уже рядом с Шер-ханом, который вот-вот поучаствует в следующей сцене, потом освободится и сможет с тобой погулять. Люди там, конечно, не просто так развлекаются, их задача - следить за сохранностью книжных сюжетов. Чтобы седьмой гном Белоснежки не вздумал вдруг заняться пекарским делом, а юный Вертер не передумал насчёт самоубийства.

Главная героиня, как водится, узнаёт о своей способности неожиданно и вдруг, и это не мешает ей оказаться в центре главных событий. Началось всё, конечно, не с неё, сначала убили Шерлока, а уж потом юная Эми заметила, что из "Алисы в стране чудес" исчез Белый Кролик, и другие книги, одна за другой, лишаются своих важных идей. В компании юного красавца и юного Вертера, Эми начинает своё расследование. Каждая глава книги сопровождается эпиграфом из якобы-средневековой сказки о Принцессе, сначала кажется, что это просто так, а потом выходит, что вся история как раз повязана на этой сказке. Вообще хорошим достоинством книги является неожиданное развитие событий и непредсказуемая развязка. Любовная линия мало отличается от подобных в других подростковых романах, зато автор счастливо избавил нас от сопливого хеппи-энда, и придумал конец поинтересней!

Это в общем-то типичный нынешний young-adult, но один из пристойных его вариантов. Тут нет особенной глубины и это, по сути, жанровая литература, но она порадует книголюбов хотя бы возможностью вспомнить любимые сюжеты и хорошим юмором.
Любителям сюжетов, связанных с путешествием внутрь книг рекомендую ознакомиться с тематической подборкой (я в ней почти всё читала, так что категорически могу рекомендовать оттуда "Дело Джен, или Эйру немилосердия" Джаспера Ффорде): https://www.livelib.ru/selection/14370-puteshestviya-v-knigi



Марина Дробкова. Техноведьма. Книга 1. Имперский марш. - М.: Росмэн, 2016.
Марина Дробкова. Техноведьма. Книга 2. Правило четырёх. - М.: Росмэн, 2017.

Видимо, надо собраться и сделать отдельный пост про фэнтези от "Росмэн", у них уже столько серий вышло самой разной фантастики современных российских авторов. При этом некоторые мне очень нравятся, я отслеживаю и покупаю продолжения, другие мне совершенно не нравятся, и я отговариваю от их чтения, третьи я ещё не успела прочитать, и есть ещё четвёртые, в чём-то хорошие, а в чём-то не вполне удачные. Пока пост зреет, скажу, что мои любимые серии фэнтези от "Росмэн" - это "Мутангелы" Аи Эн и "Лис Улисс" Фреда Адры.

"Техноведьма" - это трилогия, первые две книги вышли, а последняя уже на подходе. Книжка написана с претензией на science fantasy, пожалуй, для её осуществления там маловато элементов научной фантастики, хотя вот с искусственным интеллектом автор придумал здорово. Да и вообще идея увязать в один мир волшебных животных, мудрых старцев в высокой башне, оборотней, высокие технологии, искусственный интеллект, обычных людей и сложносочинённое противостояние всех этих существ (и не совсем существ) друг другу лишь на первый взгляд кажется дурацкой. Вот Марине Дробковой вполне это удалось!

Действие книги происходит на архипелаге, состоящем из четырех островов. На одном из них, Светлоярске, живут, хотя скорее прозябают, обычные люди в разрушающемся мире - по какой-то причине (по мере чтения мы её поймём) утеряны многие технологии, так что все продолжают эксплуатировать старые механизмы, а когда те устаревают - переходят на натуральное хозяйство со стиркой руками в пруду. На этом же острове находится интернат, где живут дети, потерявшие родителей, или дети очень бедных родителей. Никакого расстройства привязанности, там детей очень любят и защищают, они живут как будто в семье, хотя и бедно, конечно. Именно там мы встречаем главную героиню, 13-летнюю Аню Пчёлкину, которая обнаруживает удивительные способности взаимодействия с механизмами, и тут же отправляемся с ней в приключения сначала по её острову, а затем уже (во второй книге) по всему архипелагу.

По мере развития действия, выясняется, что эта самая Аня - техноведьма, наследница таких же техноволшебников, которых уничтожили (или нет) в ходе гражданской войны. Автор немного описывает, что они умели и как проявлялись их способности, мы ненадолго заглядываем в запертый город техников, а потом она отправляется искать родного брата, добирается до Центрального острова, где люди живут бок о бок с "искусственными людьми" (искусственным интеллектом). Развитие технологий вовсе не уничтожило социальную сегрегацию и бедность: по-прежнему есть богатые, которые могут себе много чего позволить, в том числе хорошее образование, и бедные, которым остаются танец степ и каллиграфити.
В конце второй книги ситуация предсказуемо обостряется, так что Ане предстоит вернуться к себе, на Светлоярск, и там примкнуть к Сопротивлению.

Что у автора получилось? Интересный, убедительный мир с красивыми и неожиданными задумками. Что не очень получилось? Хронология. По мере чтения второй книги не сразу понимаешь, что события, описанные параллельно, не синхронизированы, что пока Аня идёт от Светлоярска к Центральному, её брат не учится читать, а его отец не танцует степ, это происходит за несколько лет до путешествия Ани. Да и вообще приходится постоянно прилагать дополнительные усилия, чтобы понимать, в какой последовательности и как долго происходят те или иные события, описанные на разных островах или в разных концах одного острова. Есть и другие очевидные неувязки, вроде взаимодействия людей с волшенбым лесом (чего они раньше туда не убежали? почему вообще все тихо сидят и соглашаются жить в таком убогом мире?), но посмотрим, может автор разрешит их в продолжении. Буду ли я читать третью книгу? Да, непременно, автор оставляет множество неразгаданных загадок, и хотя я догадалась, откуда взялся нетипичный Искусственный интеллект, остальное пойму только из третьей книги. Заодно интересно узнать, что за мир построят эти хорошие дети, когда всех победят.

фантастика, Техноведьма, литература

Previous post Next post
Up