Типы сюжета (по Тобиасу-Баркеру), часть 3. Погоня

Jan 27, 2015 12:30

Оригинал взят у phontanka в Типы сюжета (по Тобиасу-Баркеру), часть 3. Погоня
Основано на книге Рональда Б. Тобиаса «20 моделей сюжетов (и как их использовать)» “20 Master Plots (And How to Build Them)”. Майк Баркер пересказал эту книгу, а я пересказываю Баркера :)

Модель сюжета №3: ПОГОНЯ
Погоня, по словам Р.Тобиаса, - это литературный вариант игры в прятки. Тут все просто: один убегает, другой догоняет. Минимальный набор игроков - двое, преследователь и преследуемый. Поскольку это сюжет, в центре которого - действие, сама погоня более важна, чем чувства персонажей.
Разумеется, погоня может быть и каким-то отдельным событием (цепочкой событий) в сложном сюжете.




Структура

Первый акт: задайте ситуацию, кто убегает и кто догоняет и почему. Каковы ставки в этой игре? Что мотивирует героев?
Второй акт: сам жар погони! Повороты сюжета и изменения ролей, смертельно опасные ситуации, минимальные шансы на спасение - и все это только начало!
Третий акт: разрешение. Догнали ли преследуемого? Или ему удалось спастись?

Главное правило: не наскучьте читателю!

Напряжение достигает пика в тот самый момент, когда кажется, что поимка неизбежна. И вдруг планы разрушены, беглец снова на свободе, и погоня продолжается!

Не забудьте о том, что в случае, когда передвижение ограничено (в ограниченном пространстве), напряжение возрастает.

Проверочный список.
1. Погоня в этом виде сюжета важнее, чем люди.
2. Поимка должна представлять для беглеца настоящую опасность.
3. Пусть у преследователя будут справедливые шансы на то, чтобы догнать беглеца. Пусть он его даже догонит… на какой-то момент.
4. Физическое действие!!
5. Пусть и герои, и повороты сюжета стимулируют воображение, притягивают читателя и будут уникальными - сам по себе сюжет, конечно, уникальностью или оригинальностью не отличается.
6. Ограничьте пространство, в котором происходит погоня, но не забывайте о правдоподобии.
7. Пусть читатель с самого начала знает правила вашей погони, «ставки» для каждой из сторон и их мотивацию.

Автор приводит здесь пример известного мультсериала «Бегущий по дорогам» ("Хитрый Койот и Бегун по дорогам").


Далее предлагается следующее упражнение. Задумайте число от 1 до 6.
1. лошадь
2. лягушка
3. кошка
4. змея
5. обезьяна
6. рыба
Подумайте о том животном, которое вам досталось. Какой оно породы? Какого цвета глаза? Сколько ему лет или дней? Подумайте о том, на что похожа его жизнь, что отличает его от остальных в стаде, стае и т.п.
Как передвигается ваше животное? Что им движет? Кто его преследует? Напишите не менее пяти пунктов об этом.
Снова выберите число от 1 до 6.
1. чтобы получить ответ
2. чтобы помешать преступлению
3. чтобы победить собственные страхи
4. чтобы отдать кому-то нечто
5. чтобы помешать узнать правду
6. от гнева
Это то, что может мотивировать вашего героя.

Придумайте пару персонажей (тип, возраст и другие характеристики). Затем подкиньте монетку, чтобы определить, кто за кем гонится.

Вернитесь к мотивации и обдумайте ее. Почему такая мотивация подразумевает погоню? Как можно описать случай, из которого читатель узнает разом и мотивацию героев, и условия погони?

Мотивацию для беглеца придумать не слишком сложно: когда тебя догоняют, тебя гонит вперед первобытный ужас. Однако обязательно придумайте, почему беглец не останавливается - и что было бы, если бы он остановился и повернулся к преследователю, встретив его лицом к лицу.

Подумайте о том, как вы будете развлекать читателя в процессе погони. Какие случайности могут произойти? Начните с небольшого поворота сюжета и затем повышайте ставки.

От себя: русскоязычные зрители наверняка помнят эпизод с погоней из кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Когда герой Смоктуновского убегает от милиции, за кадром мы слышим прочувствованный монолог о погоне. С вашего позволения, попробую вставить видео.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Приведенный выше пример с «Бегущим по дорогам» заставил меня улыбнуться, но в России мало кто знает этот мультфильм. Впрочем, у нас есть свой шедевр - «Ну, погоди!», где всю дорогу Заяц убегает от Волка. Мотивация довольно простая: Волк хочет съесть Зайца. А вот примечательных поворотов сюжета за все серии набралось масса!

Мой любимый художественный фильм-погоня - это американская картина «Беглец» с Харрисоном Фордом в роли убегающего (несправедливо обвиненного в убийстве собственной жены) и Томми Ли Джонсом в роли преследователя (полицейского). Мотивация героя Форда - не только спастись от тюрьмы или даже смерти, но и найти настоящего убийцу.

Еще хвалят фильм Особое мнение с соответствующим слоганом: "Спасение - в бегстве", но я его не видела.

Если действие вашего произведения происходит в реальном современном мире, беглецу придется очень и очень нелегко: на каждом углу камеры видеонаблюдения, определение местонахождения по мобильному телефону и т.п. Ну ничего, вам карты в руки.

Самые эффектные погони в кино, по версии Александры Махиной.

Если кто работает над сценами погони, вам для души песня "Погоня" из фильма Неуловимые мстители.

Продолжение следует! ;)

Фантастика, писанина, литература

Previous post Next post
Up