Мадрид - Хетафе - Карлос Третий

Dec 22, 2013 05:59

Я давно обещал написать хоть какой-то отчет про Мадрид и свой новый университет, но все было никак. А тут уже почти конец года, время подбивать итоги, собирать камни и что там еще. Пост будет только про универ да житие аспирантов, всякие антропологические зарисовочки будут потом -)

С чего начать? Наверное с того, что в июле я закончил магистратуру в Утрехте и понеслось - наша группа разбежалась по принципу "мамо, ваші діти як птиці" - Утрехт, Роттердам, Оксфорд, Лондон...а меня занесло в Мадрид. При этом, если мои собутыльники продолжили заниматься социологией, то я официально подал документы на программу по экономической истории. Потом оказалось, что у социологии длинные руки и от нее так просто не убежишь -)

Теперь я базируюсь тут. Это новый факультет социальных наук в университете Carlos de III, что в Мадриде. Карлос Третий - любимый король испанцев. Как у нас Хмельницкий - любимый гетьман. Правда, если нашего любят за восстание, то Карлоса любят за огромный парк в центре Мадрида и за тапасы. Когда-то давно в Испании небогатые люди напивались и много дрались на улицах. Так что Карлос Третий приказал, чтоб все шинкари подавали бухлишко не просто так, а обязательно с едой. Минимальный паек - кусок хлеба, который мог бы накрыть кружку. Отсюда и пошли тапасы. Люди стали больше закусывать и меньше размахивать кулаками. С тех пор испанцы добрые и покладистые, потому что пьют и едят они много. Короче, социальные инжинеры наших дней бы позавидовали бы.

Что у меня за факультет? Описать трудно - тайны мадридского двора такие тайны, такого мадридского...Попробую объяснить. Вот есть университет Карлоса Третьего в Мадриде. Это небольшой, но очень гордый университет, который занимает очень хорошие позиции в Европе в области экономики и экономической истории. А есть университет Pompeu Fabra в Барселоне, где экономисты, социологи, экономические историки являются давними конкурентами Мадрида. И вот в Мадриде решили, что пришло время реформ, что надо усилять социальные науки, что Pompeu должен быть разрушен и вообще. Для этого они слили несколько отделов вместе, усилили набор в аспирантуру и пригласили к себе целый исследовательский институт из Барселоны, который называется Juan March Institute. Это очень сильный инситут, с крепкими политологами и социологами. Забавно, что Хуан Марк - фигура очень такая неоднозначная в истории Испании. В свое время он был одним из самых богатых людей в мире, эдакий испанский Рокфелер. Он очень активно поддерживал Франко, что вызывает массу дискуссий сегодня - стоило ли называть его именем целый институт.

Вроде слияние прошло успешно, но начались терки. Часть социологов отказалась принимать участие в этих реформах и решили не объединяться. Теперь у нас два департамента социологии - старый и новый. Они работают одновременно, делят студентов, как-то делят исследования, деньги. Руководители департаментов враждуют, а обычные сотрудники тихонечко ходят друг к другу в гости, пьют чай, пишут секретно статьи. Я работаю в новом, но этот департамент - это часть большого факультета социальных наук, куда входят и экономические историки, и политологи, и Хуан Марковцы из Барселоны.

Поскольку факультет новый, бывает много путаницы. Например, я подавался на экономическую историю, но скоро стало понятно, что меня приняли на социологию, мой научный руководитель Хуан Марковец, и все это не имеет значения - потому что мы одна семья - факультет социальных наук. Семья семьей, но на уровне местной бюрократии (а про нее, родимую, я напишу еще отдельно) все сложно. Приняли меня в одно место, а платит другое. Мой науч.рук хочет, но не может просто так поделится со мной своей лицензией на SPSS или Stata, потому что наши компьютеры по бумажкам приписаны к разным департаментам. Не говоря о том, что заниматся я буду исследованиями в области социологии, а преподавать я буду таки экономическую историю. Короче, это вам не Голландия. Тут все, скорее, по-нашему.

Бюрократия сногшибательная, но очень добрая -) В Киеве меня больше всего раздражали бойцы в окошках - все эти барышни, которые закатывают глаза, кричат про обед, отказываются отвечать на вопросы и падают в обморок от просьбы подписать бумажку. В Испании все пытаются помочь, чуть на колени не падают, угощают чайком, рассказывают анекдоты, но ничего не делают по работе. Короче, вроде и ничего не сделано, но зато так день хорошо провел-) Вот вам пример того, как работает местная бюрократия. Я прибыл в университет в октябре. У меня есть рабочее место, мне платят зарплату, уже готово расписание моих пар, я даже отчитался о проведенных работах по своему исследованию перед департаментом...но при этом я до сих пор не зачислен (!) на факультет. Маняна-маняна-сиеста-сиеста.

Работы много. Но зато свободный график. А поскольку культура тайм-менеджмента враждует с культурой сиесты, то часть аспирантов предпочитает не спать ночами, доделывая все в последний момент. Но зато у аспирантов есть компенсация за недосыпание - прозрачные стены в офисе, на которых можно писать маркерами-) Чем мы занимаемся регулярно. Вот последний шедевр - наш коллективный портрет. Кто найдет меня - тому тапас-)



Кастати, о стенах. Вот была еще такая история. В целях экономии средств в нашем офисе установлена замечательная система - детекторы движения. Если датчик не засекает движения, он думает, что никого в офисе нет и свет можно выключать. Как вы понимаете, работа наша сидячая. Поэтому датчик стабильно раз в 15 минут выключал свет. Чтоб свет включить обратно аспиранты должны были размахивать руками и ногами, кататься на стульях по офису, пока датчик не спохватится. Все бы ничего - движение сила...но прозрачные стены. Люди, которые проходили мимо частенько думали, что у нас дискотека. Пришлось представителям нашего профсоюза (о создании профсоюза чуть ниже) идти ругаться с электриками, пока те не сжалились и не выключили датчкик.

Большинство из аспирантов - экономические историки. Темы разные, география широкая, чаще всего 19 век - от банковской системы в Латинской америке до сферы услуг в Алжире. Социологов пока двое. Я со своим HISCO и девочка-качественник, которая будет проводить поля в Испании, Франции и Англии, изучая мигрантов. Сами аспиранты родом из Испании, Аргентины, Канады, Германии, Франции и вот один украинец.

Аспиранты живут типичной аспирантской жизнью. Очень много работают, делят одну сосиску на восьмерых, кривляются, когда науч.руки отворачиваются. В самом начале нас попытались попресовать, дали старые компьютеры, скинули в нашу комнатку весь хлам с факультета, почему-то принесли микроволновку. Мы ее очень испугались и в тот же вечер собрали тайное вече. На собрании все единогласно решили, что микроволновку надо убирать. Поскольку угроза над нами нависла серьезная, мы решили, что надо создать профсоюз с двумя представителями - для социологов и экон.историков соответсвенно. Социологов у нас аж двое, я как мужчина взял на себя отвественность представлять нас обоих. В результате непродолжительных боев с администрацией офис отвоевали, уважать себя заставили, компьютеры новые получили. Даже выпросили табличку с именами, на чем и успокоились.



Ну что еще рассказать? Живу я в небольшом индустриальном городке Хетафе. Когда-то это был зеленый городок, приют для пикников. Но потом тут начали строить заводы и фабрики, которые теперь стоят закрытые. Случилось с ними то, про что нам грозят Азаров и товарищи - злые немцы и французы производят больше и лучше, лишая всех на свете рабочих мест.  В Хетафе я живу, потому что именно там находится университет. Живу не сам, а с двумя соседями. Немцем-асипрантом по имени Вилфред и японским шпицем по имени Куку (что в переводе с японского должно означать чума, но я не проверял, поверил им на слово). Тут много баров и одна огромная статуя Исуса. Вроде ничего не упустил.

Продолжения следуют. Но потом. Хороших всем праздников -)

Гетафе, Іспанія

Previous post Next post
Up