ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ VS ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕНЫ

Aug 13, 2016 10:05

Несмотря на усилия мощного пророссийского лобби в политических и бизнес-структурах Европы, 1 июля 2016 года ЕС продлил экономические санкции в отношении России.

Лонгрид Юрий Пойта, Дмитрий Золотухин для "Петра и Мазепы" про дружков Кремля:
Французские и немецкие компании, которые лоббируют снятие санкций с РФ в странах ЕС.

Несмотря на усилия мощного пророссийского лобби в политических и бизнес-структурах Европы, 1 июля 2016 года ЕС продлил экономические санкции в отношении России. Ограничительные меры касаются финансового, энергетического и оборонного секторов, а также товаров двойного назначения.

В 2015 году нефтегазовые доходы составили более 51% всех поступлений в бюджет Российской Федерации и принесли в казну более 7,7 трлн рублей. 60% российского экспорта - это энергоносители (нефть, нефтепродукты, природный газ). Критическая зависимость от продажи сырья на зарубежные рынки стала причиной болезненного удара санкций США и ЕС по российской энергетике. Однако такая же зависимость (только обратная) наблюдается и у европейских стран, которые в течение десятилетий налаживали экономические отношения с РФ с целью обеспечения потребностей в энергоносителях.




Схема структуры федерального бюджета РФ на 2015 год

Если рассмотреть ведущие экономики Европы - Германию и Францию (Великобританию в связи с Brexit, пока оставляем в стороне), то их заинтересованность в бесперебойной поставке российской нефти и газа является очевидной.

В 2013 году Россия оставалась третьим крупнейшим поставщиком газа (17,9%), нефти (12,9%) и угля (17,2%) во Францию. Уже в 2014-м, в связи с политической обстановкой, импорт нефти и минерального топлива во Францию из России снизился на 3% до 8,77 млрд евро.

Такое на первый взгляд незначительное его сокращение осложнило развитие совместных французско-российских мегапроектов на территории России, но сотрудничество отнюдь не прекратилось.

Сотрудничество России с Германией в энергетическом секторе сейчас представлено газопроводом «Nord Stream» пропускной способностью 27,5 млрд кубометров в год, проходящим по дну Балтийского моря для поставки газа в Европу в обход Украины. С его помощью Германия ещё больше укрепляет свои позиции в ЕС. А второй газопровод «Nord Stream 2», который увеличивает пропускную способность по этому маршруту до 55 млрд кубометров газа в год, ещё больше укрепляет российско-немецкие отношения. Для реализации второго проекта создана компания «Nord Stream-2 AG», акционерами которой являются «Газпром» (50%), а также европейские компании OMV, BASF, Engie, Shell, Uniper (по 10%).

По словам еврокомиссара по вопросам климата и энергетики Мигеля Ариаса Каньете, после завершения строительства «Nord Stream 2» 80% экспорта газа из РФ будет приходиться на ФРГ, что делает страну европейским монополистом по транзиту российского ресурса и ещё «плотнее» присаживает Бундестаг на кремлёвскую газовую иглу.

В 2013 году на энергетику пришлось 86,7% немецкого импорта из России, а импорт природного газа составил 38% (в 2014-м - 36%) от общего объёма его потребления, импорт нефти - 34% (в 2014-м - 30%).

Как видим, крупнейшие французские и немецкие энергетические компании, которые десятилетиями выстраивали связи с российскими добытчиками нефти и газа, теряют серьёзные деньги.

Крупнейшим производителем природного газа в России является ОАО «НОВАТЭК», которое связывают с близким другом Путина - Геннадием Тимченко. «НОВАТЭК» располагает месторождениями в самом большом в мире газоносном регионе.

16 июля 2014 года Управление контроля над иностранными активами казначейства США (OFAC) выпустило «Идентификационный список секторальных санкций», в который было включено ОАО «НОВАТЭК», а также компании, в которых доля его владения превышает 50% (в том числе «Ямал СПГ»). Вместе с тем в российской компании говорят, что санкции не повлияли на проекты, активы или обязательства (включая заёмные средства).

Представителям «НОВАТЭК» можно верить, ибо крупнейшая мировая нефтегазовая компания Total (со штаб-квартирой и владельцами в Париже) не только не сократила сотрудничество с Россией после введения санкций, но даже довела свою долю собственности в уставном капитале «НОВАТЭК» почти до 20%.

По словам вице-президента Total по Европе и Центральной Азии Майкла Боррелла, объём инвестиций французского гиганта в крупнейшем проекте «НОВАТЭКа» «Ямал СПГ» на январь 2016 года достиг 3,7 млрд долларов.

А главный исполнительный директор Total -- Патрик Пуянне - утверждает, что «санкции не оказали значительного влияния на уже существующие совместные проекты компании с российскими партнёрами». В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме Пуянне заявил, что Total удалось создать схемы финансирования российских проектов почти на 20 млрд долларов в обход санкций, привлекая европейские и китайские банки и финансовые организации. Зададимся вопросом: кто планирует оказывать международное давление на того, в кого вкладывает такие огромные деньги?

В пресс-службе «НОВАТЭКа», как всегда, «заливисто ржут искандеры», сообщая, что отрасль не только не рухнула, а даже развивается. Так, 21 июня 2016 года на собрании акционеров утвердили привлечение финансов ОАО «Ямал СПГ» (строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год). В сообщении пресс-службы указано, что финансирование будет осуществляться в размере более 19 млрд доларов.

Финансовый отчёт «НОВАТЭКа» за 2015 год свидетельствует, что выручка от реализации нефтепродуктов увеличилась на 32,9%, операционная прибыль - на 11%. Объём добычи жидких углеводородов в 2015 году вырос на 51%. 2016 год также начался для российско-французской компании успешно: выручка от реализации продуктов увеличилась на 22,5% (по сравнению с первым кварталом 2015 года) и составила 139,4 млрд руб. По словам экспертов, рост выручки объясняется увеличением объёма реализации углеводородов.

Следующие 25 лет сервисное обслуживание завода «Ямал СПГ» и обучение российских специалистов будет осуществлять другая крупная европейская компания - итальянская Nuovo Pignone. Соглашение о стратегическом партнёрстве было также достигнуто на Петербургском международном экономическом форуме. А ещё договоры в области СПГ-проектов подписаны с итальянской SAIPEM S.P.A. и немецкой Linde AG.

Немецкой компании Linde AG в России принадлежат два кислородных завода и несколько предприятий, а генеральным директором является Вольфганг Бюхеле, по совместительству - руководитель Восточного комитета экономики ФРГ.

Председательство в Восточном комитете германской экономики даёт Бюхеле широкие возможности лоббировать интересы российского «Нефтегаза», так как вышеуказанная структура является посредником между германскими государственными учреждениями и российским капиталом в вопросах присутствия германских предприятий в России.

Вольфганг Бюхеле является активным лоббистом российских (ну и своих, конечно же) бизнес-интересов, настойчиво требуя отмены антироссийских санкций. В конце октября 2015 года Вольфганг Бюхеле протолкнул создание германо-российский бизнес-платформы, в рамках которой объединились, в частности, Восточный комитет германской экономики и Российский союз промышленников и предпринимателей.

На форуме в Петербурге, Вольфганг Бюхеле негативно оценил роль Украины и назвал Украину «тупиком в отношениях между Европой и Россией». По его словам, это выражается «в отсутствии желания преодолеть кризис в собственной стране и невыполнением Минских соглашений». Кроме этого, он активно продвигает среди представителей немецкого бизнеса идею о реализации «Nord Stream 2». Бюхеле призвал «модифицировать» стратегию Евросоюза в политике санкций. Однако полной отмены ограничительных мер он не ожидает, называя подобные надежды слишком «амбициозными». Для начала Бюхеле полагает, что можно было решением ЕС исключить некоторых высокопоставленных российских чиновников из списка «не въездных» в страны Евросоюза.




Схема «Северного потока - 2»

Среди акционеров «Nord Stream 2» - и французская компания Engie (бывшая GDF Suez), которая является одной из крупнейших энергокомпаний Европы. Уже в июне 2015 года Engie подписала с российской компанией Novatek Gas&Power (дочерняя структура «НОВАТЭКа») долгосрочный (на 23 года) контракт о поставке 1 млн тонн СПГ ежегодно по проекту «Ямал СПГ». Президент компании Жерар Местралле заявил, что компания всеми силами старается убедить руководство ЕС в том, что оно должно всячески поддержать начало строительства «Nord Stream 2». Он подчеркнул, что в Россию, несомненно, стоит вкладывать денежные средства.

Иногда французские энергетики говорят не по отдельности, но и хором. Так, Местралле совместно с руководителями некоторых крупных французских компаний (таких как Total) сделал публичное заявление, в котором отметил, что «Европе нужно не вводить против России какие-то санкции, а напротив, развивать сотрудничество с РФ. Многие французские компании разделяют эту позицию. Санкции необходимо снять».

В октябре 2015-го директор немецкого химического гиганта BASF (владеет 10% акций в «Nord Stream-2 AG» и активно инвестирует в добычу природного газа в Западной Сибири) Курт Бок объявил о том, что планирует инвестировать около 2 млрд евро в строительство «Nord Stream 2». Немецкий промышленник также отметил, что «Россия есть и останется в будущем главным и надёжным поставщиком нефти, природного газа и других энергоносителей в Европу, и Европа есть и останется в будущем важным и стабильным рынком продаж для России».

Практически в унисон с немецким бизнесом политические круги тоже постепенно поворачивают свой курс на восток. Вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль заявил о том, что Германия готова поддержать строительство газопровода «Nord Stream 2», а в июле 2016 года, вообще, высказался за возвращение России в состав «Большой восьмёрки». «Нельзя ставить Россию на колени», «нельзя потерять европейскую Россию», «нельзя допустить новую "холодную войну"», «давайте строить европейскую безопасность вместе с Россией» - эти и подобные им заявления периодически делают и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, и уполномоченный правительства по вопросам сотрудничества с РФ Гернот Эрлер.

Вместе с тем одним из камней преткновения на пути «Nord Stream 2» стал польский антимонопольный регулятор (официальное название - Польский офис защиты конкуренции и потребителей, UOKiK), который фактически заблокировал реализацию проекта. Представители регулятора заявили, что строительство трубопровода может привести к ограничению конкуренции на рынке газа, а также к существенному усилению контроля «Газпрома» над клиентами в регионе.

Позицию UOKiK поддержал и эксперт Института Собеского (входит в европейскую сеть экспертных центров либерального направления Stokholm Network) Павел Нерада: «Если "Nord Stream 2" будет построен, "Газпром" фактически станет тотальным монополистом и получит неоправданное преимущество в инфраструктуре - возникнет искусственный барьер для любых третьих лиц, кто хотел бы заняться поставками газа в Польшу».




Диаграмма экспорта российского газа в Европу в 2015 году

Такие события и высказывания представителей большого европейского капитала дают понимание природы периодических антиукраинских выпадов европолитиков по поводу «невыполнении Минских соглашений» или «необходимости срочного проведения выборов на Донбассе».

Конечно же, Германия заинтересована в «Nord Stream 2» прежде всего из-за бизнес-интересов. Ведь при его реализации ФРГ становится мощным газораспределительным хабом для всей Европы. В таком случае колоссально проигрывают Украина и Польша. А тесные связи немецких компаний в долгосрочных стратегических проектах с российским нефтегазовым бизнесом намертво связывает узел отношений с Кремлём. Санкции же очень мешают работать, даже в условиях «хохота искандеров».

В июне 2016 года Сенат Франции большинством голосов (301 голос) утвердил резолюцию с предложением правительству Франции смягчить режим санкций ЕС против РФ. Резолюция имеет декларативный характер и не влияет на внешнюю политику, которую определяет президент Французской Республики.

Однако, несмотря на это, в июле 2016 года на саммите НАТО в Варшаве президент Франции Франсуа Олланд впервые с 2014-го назвал Россию партнёром своей страны и заявил, что РФ не является угрозой для неё. В свою очередь Ангела Меркель в июне 2016 года поддержала реализацию «Nord Stream 2», апеллировав к тому, что для Берлина это чисто экономический проект, который должен быть реализован в соответствии с законом.

Всё вышеизложенное подталкивает к мысли о том, что вскоре Европейский Союз всё-таки провалит голосование по продлению санкций. И это случится раньше, чем мы надеемся. В европейском медиа-пространстве отсутствует дискурс о том, что российская сторона «нагревает руки» на гибелях граждан ЕС в диких и нечеловеческих террористических акциях.

Страшной и непостижимой кажется мысль, что европейский крупный бизнес может активно прикладывать руку к этому «принуждению к сотрудничеству», однако именно таким является мир в данный момент. И мы должны быть готовы к тому, что в то время, как наши ребята ценой своей жизни защищают «европейские ценности», кто-то в ЕС будет использовать их жизни, чтобы защитить «европейские цены».




(больше фото и гиперссылок тут)

газ, петр и мазепа, экономика

Previous post Next post
Up