Лучше всех этот вопрос осветил митрополит Сергий Страгородский в своей работе «Учение о спасении».
Как разъясняет митрополит Сергий, главная разница между Православием и католичеством состоит не столько в догматах, сколько в различии между собой вероучения и самого образа духовной жизни православных и католиков.
Ересь католиков состоит в неправильном понимании ими сущности Христианства и спасения, в неисполнении ими, в связи с этим, всех заповедей Христа.
Причина непонимания состоит в неправильном толковании католиками греха. Именно это непонимание сущности греха ведет к непониманию ими и самого Христианства.
В вероучении католиков говорится, что грех - это преступление против закона и заповедей Божьих. Грешник воспринимается ими, как преступник, который подлежит жестокому наказанию. Поэтому, чтобы быть праведным, в их понимании, надо просто «стараться не грешить». В результате, человек, не совершающий серьезных преступлений, не видит за собой и никаких других грехов, но, напротив, чувствует себя праведником, да еще и пребывающим в благодати Духа Святого. Поэтому западные христиане каются редко, и по сути личностно изменяются мало.
Православное свято-отеческое вероучение, говорит, что грех - это не просто преступление, грех это - болезнь, болезнь души поврежденного грехом естества человеческого. Этой болезнью после грехопадения Адама и Евы болен весь род человеческий. Больного и страдающего человека не нужно наказывать, он сам себя уже наказал. Его нужно лечить. Поэтому Бог в православном богословии не судья, и уж никак не палач, приводящий приговор в исполнение. Христос - это врач, пришедший исцелить сотворенное Им человечество, страдающее от смертельного заболевания. В утреннем правиле есть чудная молитва к Божией Матери, где так и говорится: “…Врача рождшая, уврачуй души моей многолетние страсти”.
Вот почему, православные святые Отцы в деле спасения учат христиан неустанно духовно трудиться над собой, смирением, исповедью и покаянием исправляя поврежденную сущность своего естества, добрыми делами любви и милосердия приближая свое сердце к любви Божьей. Благодать Духа Святого, подаваемая в Церкви, при молитве, и в Святых Таинствах, помогает на этом пути, преображает, исцеляет души верующих, влечет к спасению.
Такова духовная жизнь православных христиан, которая ведет, по слову Христа, к спасению в Царстве Небесном.
Католики и протестанты такой духовной работы над собой не ведут, смирению и исповеди придают мало значения, не работают над собой в этом направлении, не исправляются, не стремятся достичь обожения, а рассчитывают спастись одной лишь верой, крещением, да добрыми делами. Но именно этим неисполнением заповедей Христа, неисправлением поврежденной грехом своей природы, они и лишают себя спасения. В этом и состоит их главная ересь и главная беда.
Как раз о них и по этому поводу сказал Христос: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи,- войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф.7.21).
Литература:
1. Митр.Сергий Страгородский. Учение о спасении
2. Прот. Константин Гипп. Болезнь или преступление? Что такое “грех”