"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11:12)
Что ни говори, но Господь наш Иисус Христос, Который провозглашает любовь к Богу и ближнему высшей целью христианина, заповедует нам строить свой путь к этой любви и спасению на основе аскетизма, самопринуждения, самоисправления.
Этим заповедям вот уже более двух тысячелетий следует православное Христианство. Огромное множество святых и праведников вышло из него. Однако, католичество и протестантство, а также современное либеральное течение в Православии этот самый аскетизм, как заповеданный путь к любви и спасению, отвергают. Кто же прав?
Обратимся к Евангелию. Ответ на этот вопрос лучше всего даёт Нагорная проповедь. Ведь какую заповедь ни возьми, повсюду прямо или косвенно - призыв к волевым действиям, самопринуждению, к духовным усилиям над собой по исправлению самого себя в целях спасения для жизни вечной в Царстве Небесном. (Эта волевая работа над самим собой и называется в православном богословии аскетизмом):
- «Мирись с соперником твоим…
- Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…
- Не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую…
- Кто захочет взять у тебя рубашку, отдай и верхнюю одежду…
- Кто принудит тебя идти с ним поприще, иди с ним два…
- Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся…
- Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…
- Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая…
- Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
- Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
- И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
- Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует…
- Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших
- Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться...
- Не судите, да не судимы будете…» (Мф.5) и т.д.
Тот же прямой и косвенный призыв к действиям, сопряженным с волевыми усилиями, исправляющими человеческую природу, мы видим и в дальнейших проповедях и заповедях:
- Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… (Мф.4:17)
- Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию… (Мф.9:13)
- Кто хочет за Мной идти, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною (Мф.16:24)
- Если не обратитеся, и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18:4)
- Продавайте имения ваши, и давайте милостыню (Лук.12:33)
- Когда делаешь пир, зови нищих, хромых, слепых, увечных. И блажен будешь (Лук.14.13-14)
- Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29)
- Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя - возвысится… (Мф.23.10-11)
- Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих...(Ин.15:13)
- ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так, как вы сделали то одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф.25.35-40)
Мы видим, что все заповеди требуют от нас приложения волевых усилий, самопринуждения, самоограничения. Чтобы их исполнить, необходимо постоянно принуждать, заставлять себя делать то, чего не хочется, что не нравится, что неприятно, к чему мы не привыкли, чему противится наше естество.
Но Христос чётко сказал, что Царство Небесное унаследуют не все христиане, а только те, кто исполняют заповеди Его, кто трудится над собой, прикладывая волевые усилия, стремясь к достижению божественного совершенства:
- Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф.7.21)
- Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12).
- Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный (Мф.5)
Вот и получается, что без волевых усилий, без самопринуждений и самоограничений в личной жизни и во взаимоотношениях с окружающими, т.е. без аскетических действий, не существует и самого Христианства!