Mar 26, 2011 22:02
Часто бытует мнение, что евангельский ближний, которого нам заповедано любить - это всякий человек, нуждающийся в нашей помощи. Так рассуждают не только православные, но также католики и протестанты. Мы нередко наблюдаем, как последние едут в дальние страны заботиться о несчастных. С одной стороны, такие побуждения выглядят благородными, и, в целом, эти люди приносят немало пользы несчастным.
Однако, на деле оказывается. что у каждого такого человека всегда находятся люди, нуждающиеся в его помощи, из его собственного окружения (родные, близкие, друзья, знакомые, сослуживцы, жители его города, прихожане его прихода, и т.п.) Господь каждому даёт то место в жизни, то окружение, те обстоятельства, где он смог бы принести наибольшую пользу. По этому поводу даже есть такая пословица: "Где родился, там и пригодился".
В этой связи, мне кажется, нам следует быть более внимательными, прежде всего, именно к тем людям с их проблемами, которые нас окружают. Всё-таки конкретно "ближнего" нам заповедано любить, а не "дальнего"!
Но ближний наш - это не только тот человек, который нуждается именно в помощи. Ближний - это вообще всякий человек рядом с нами, с которым нам приходится так или иначе общаться и взаимодействовать. Ведь заповеданная любовь к ближнему - это не только добрые дела.
Христос заповедует также прощать, уступать, смиряться, идти на примирение, не гневаться, не осуждать, не обижаться. Но, напротив, оказывать внимание, уважение, проявлять дружелюбие, доброжелательность, приветливость, гостепреимство, и т.д.
Таким образом, наш ближний - это всякий человек в нашем окружении, с которым нам приходится так или иначе встречаться и взаимодействовать. И именно по отношению к нему мы должны проявить максимум внимания и уважения, при необходимости - сочувствие и помощь, и всегда - смирение.
кто наш ближний