Февральская лазурь

Feb 02, 2011 18:12



В 4-м классе, в самом начале учебного года, мы писали сочинение по этой замечательной картине. Для меня всегда было мукой писать эти бесконечные диктанты, сочинения, изложения... Несмотря на то, что за грамотность я почти всегда получал пятёрки, за изложение своих мыслей пятёрки мне ставили редко. "Вот красивое дерево. Оно мне нравится. Это картина хорошего художника." - вот и всё, что мог я выдавить из себя в 10 лет.

Но в этот раз на меня снизошло вдохновение, и я старался, как Боян, вовсю растекаться мыслями по этим деревьям... Но... вскоре прозвенел звонок, и учительница забрала у нас тетради.

Наши письменные работы Римма Сергеевна (царство ей небесное!) возвращала нам через неделю или дней пять: если пишем в начале недели, то в пятницу-субботу узнаешь оценку, если писали в пятницу - то, значит, где-то в среду получишь свою двойку/пятёрку.

Ни в пятницу, ни в следующую среду тетрадей нам не вернули. Было неважно со здоровьем у нашей учительницы - в общем, она тоже человек, всё понятно. Тем не менее, диктанты, изложения, сочинения шли своим чередом, каждую неделю что-нибудь писали, никаких сбоев не происходило: написал в понедельник - результат в субботу, написал в субботу - результат в четверг и так далее. Как в "12 стульях", в общем, был процесс.

Так неделя шла за неделей. Иногда кто-то из одноклассников вдруг вспоминал: "Римма Сергеевна, а как там наша "Февральская лазурь"?" Класс затихал - интересно же! - но Римма Сергеевна обычно отвечала: "Скоро принесу, сами узнаете", - и урок продолжался.

Прошла первая четверть, вторая... Всё так же Римма Сергеевна объясняла нам новые правила, вызывала к доске, ставила двойки и пятёрки, шутила с нами, порой разговаривала с нами, 10-летними, как со взрослыми, - нам очень нравилась наша новая учительница по русскому языку, хотя ещё в прошлом году мы не могли себе представить, как мы расстанемся с нашей Маргаритой Борисовной, учившей нас уму-разуму с 1-го по 3-й класс... Всё шло замечательно, мы, сами того не замечая, заканчивали 4-й класс.

Иногда посреди урока, желая сбить напряжение, кто-нибудь спрашивал под одобрительный смех всего класса: "Римма Сергеевна, как там наша "Февральская лазурь"?" И Римма Сергеевна неизменно отвечала: "Проверяется ваша лазурь. Подождите немного."

Где-то в мае, когда уже все мы начали думать о лете, посреди урока по русскому языку раздался очередной вопрос о "Лазури", сопровождаемый улыбками и добродушным смехом. Вдруг Римма Сергеевна всполошилась: "Батюшки! Да я про неё забыла!" - на что наш класс отозвался уже настоящим дружным хохотом. "Да нет же, - засмеялась уже и учительница, - я проверила эти сочинения, ещё вчера принесла их и забыла вам сказать!"

Класс загудел. Шутка ли - подтягивали, подтягивали оценки к концу года, а тут сейчас ба-бах! - и незапланированная пара или трояк! Привет из прошлого, как говорится!

Но Римма Сергеевна пояснила, что, поскольку дело было давно, оценки в журнал пойдут только тем, кому они могут помочь при вычислении четвертной и годовой оценок. Если же у человека намечается пятёрка, а сочинение он написал на три (тут она выразительно посмотрела на меня, я аж похолодел :)), оценки этой в журнале не будет.

Тут класс загудел ещё сильнее, но уже одобрительно: мы ещё раз убедились, какой замечательный человек наша Римма Сергеевна! Она раздала нам тетради. Открыв свою, я не поверил, что это писал я: оказывается, год назад почерк у меня был значительно хуже, чем сейчас! Я листал тетрадь, листал и наконец-то добрался до сочинения, которому отдал столько сил и времени - под сочинением стояла пятёрка! :o) Тут уже от сердца отлегло окончательно, если такое можно сказать об 11-летнем мальчишке :).

Класс весело галдел, обмениваясь оценками и обсуждая написанное ими почти год назад. Почему Римма Сергеевна так задержала проверку этих тетрадей - уже не скажет никто. И сама она уже никогда не ответит нам на этот вопрос - а прямо тогда спросить мы не догадались. Но то, что из всех цветных иллюстраций в конце учебника русского языка за 4-й класс нам запомнилась только "Февральская лазурь" - это совершенно точно. И то, что сочетание слов "Февральская лазурь" для каждого моего одноклассника стало синонимом какого-то долгого дела, какой-то нескончаемой канители, тем не менее благополучно закончившейся - это абсолютно точно. По этому словосочетанию можно спокойно и безошибочно отличить моих одноклассников от всех остальных в нашей параллели :).

Было ли это умыслом? Если да, то почему Римма Сергеевна хотела, чтобы из всех картин учебника мы запомнили именно эту? Может быть, это была единственная картина, которая ей нравилась? Может быть, из всего учебника это была действительно единственная достойная картина?

Как бы то ни было, но вот уже 35 лет я помню и уже никогда не забуду, что был такой русский художник Игорь Грабарь, который написал вот эту самую красоту под названием "Февральская лазурь".

Спасибо Вам, дорогая Римма Сергеевна! Мы помним Вас...

-----

70-е, искусство, картина, школа, лазурь

Previous post Next post
Up