Конфликт на Украине означает «возвращение индустриальной войны», пишет подполковник армии США в отставке Алекс Вершинин в
статье, опубликованной на сайте британского Королевского объединённого военного института исследований в области обороны и безопасности. Его работа содержит ряд интересных мыслей и любопытных наблюдений.
Современная крупномасштабная война поглощает большие запасы вооружения, техники, боеприпасов, а их пополнение возможно только при наличии серьёзной индустриальной базы.
В качестве примера Вершинин использует оценку ежедневного расхода снарядов Вооружёнными силами РФ в зоне конфликта на Украине. Основываясь на сведениях о числе артиллерийских ударов в сводках МО РФ, американец делает грубую прикидку и приходит к ответу - 7176 артиллерийских снарядов в день. Методика Вершинина представляется сомнительной, а оценка - заниженной. 10 июня заместитель начальника Главного управления разведки Министерства обороны Украины Скибицкий в интервью «The Guardian» заявил, что украинские войска тратят 5000-6000 снарядов в день, при этом он подчёркивал, что Россия обладает тотальным превосходством в артиллерии: будто бы на 1 украинское орудие приходится 10-15 российских. Уже после опубликования статьи Вершинина украинские официальные лица привели свои оценки расхода снарядов их противником: заместитель министра обороны Украины Маляр
говорила о 60000 в день, главнокомандующий ВСУ Залужный 28 июня 2022 года
заявил, что только за минувшие сутки в районе Харьковской области и северной части Луганской области войска «противник совершил 270 артиллерийских налетов, применив 45 тысяч боеприпасов, нанес 2 ракетных и 32 авиационных удара».
Вершинин обращает внимание на то, что план закупок Пентагона на 2022 год предполагает приобретение 78229 155-миллиметровых снарядов различных типов, что не так уж и много в современных условиях. Всего этого запаса хватит ненадолго при украинских темпах расходов (на 16 дней при экономном использовании - по 5000 снарядов в сутки). Заметка на полях: согласно отчёту МО США, янки поставили на Украину 260000 снарядов калибра 155мм. Для США это больше трёх годовых запасов, для Украины - на 52 дня можно растянуть, но не более того.
По данным Вершинина, недавние командно-штабные игры с участием США, Великобритании и Франции показали, что Соединённое королевство исчерпает свой запас «критически важных боеприпасов» за 8 дней военных действий.
Не только снаряды могут оказаться в дефиците. По заявлению украинской стороны, ей требуется по 500 «Джавелинов» в день и столько же «Стингеров». США же, по
отчёту Пентагона от 17 июня, поставили 6500 (у Вершинина приводится завышенная оценка - 7000) и 1400 соответственно.
США планируют ежегодно закупать 110 ОТРК PrSM, 500 комплексов крылатых ракет JASSM и 60 «Томагавков», итого - 670 единиц комплексов высокоточного ракетного оружия. Россия за несколько месяцев выпустила по целям на Украине намного большее число управляемых ракет (Вершинин пишет «1100 - 2100», но ещё 2 мая представитель Пентагона
утверждал, что США зафиксировали более 2125 ракетных пусков). Что любопытно, автор статьи не присоединяется к хору экспертов, предвещающих, что ракеты у РФ вот-вот закончатся, напротив, он не исключает, что у России остались ещё очень большие запасы крылатых ракет и баллистических ракет ОТРК.
В продолжительной войне между равными противниками побеждает тот, кто может опереться на более сильную индустриальную базу. Необходимо иметь в своей стране либо мощную оборонную промышленность, способную произвести боеприпасы в больших количествах, либо развитые смежные отрасли, предприятия которых можно быстро перепрофилировать под выпуск военной продукции.
По мнению Вершинина, в период после окончания «холодной войны» страны Запада чрезмерно ослабили потенциал своей промышленности и пожертвовали масштабами производства ради его качества. Отставной офицер выдаёт предостережение в алармистском духе: сегодня в случае крупномасштабной войны Западу может не хватить индустриальной мощи («Currently, the West may not have the industrial capacity to fight a large-scale war»). Вывод Вершинина: если правительство США планирует вновь стать «арсеналом демократии», то ему следует пересмотреть оценку возможностей американского ВПК и переосмыслить ключевые допущения, которые лежат в основе политики по отношению к оборонной индустрии.
Первое из них - уверенность в том, что в войнах будущего высокоточное вооружение уменьшит общий расход боеприпасов. На Украине даже при стрельбе неуправляемыми снарядами стороны достигают приличной точности, однако в целом боеприпасы тратятся в колоссальных количествах.
Второе - нельзя так просто взять и заставить промышленность произвести всё необходимое по щелчку пальцев. Проблемы с цепочками поставок и нехватка квалифицированных кадров могут затруднить наращивание объёмов производства.
Третье - тенденция к слишком низким прогнозам расхода боеприпасов.
В общем, как и во времена классических индустриальных обществ, война между серьёзными соперниками требует промышленности, одновременно и технологически продвинутой, и в то же время способной к массовому производству. По крайней мере, так полагает подполковник в отставке Вершинин.
О чем говорит появление его статьи на сайте весьма престижного «мозгового треста»?
Несмотря на все разговоры о постиндустриальном обществе и «конце истории», экспертное сообщество на Западе готово признать, что старая добрая промышленная мощь всё ещё сохраняет большое значение. Да и сама война остаётся во многом старомодной. Бог по-прежнему благоволит большим батальонам. Термин «индустриальная война» (
industrial warfare) в заголовке статьи Вершинина не только подчёркивает важность промышленности, но и отсылает к приёмам военных действий в эпоху развитого индустриального общества, прежде всего - ко временам мировых войн.
Похоже, американские военные не слишком довольны процессами деиндустриализации в США. Вершинин по сути призывает вкладывать больше денег в национальный ВПК и ослабить его зависимость от импорта. Вообще говоря, в мировой экономике, как и в политике, усиливаются тенденции к дезинтеграции, а недавние события подталкивают страны к протекционизму. Глобализация буксует, если не обращается вспять.
И ещё одно замечание. Алекс Вершинин, похоже, в глубине души болеет за наших (корни сказываются): для западного аналитика он удивительно оптимистичен в отношении перспектив России (не случайно, при обсуждении его статьи в англоязычных сообществах многие там почуяли зраду). Особенно примечательны его слова о том, что за спиной РФ стоит крупнейшая промышленная держава мира и Запад должен исходить из того, что Китай не позволит России проиграть, тем более из-за недостатка боеприпасов.