Композиция. Часть 1. Или привет от Пифагора.

Apr 23, 2013 19:45

Очень хочу поделиться со всеми (и с собой будущей) полученными знаниями по композиции.

Вопрос этот для меня жутко актуальный. И был таковым сразу (я жеж хотела поступать в СПбГАИЖСА им. Репина; почему передумала, напишу когда-нибудь позже).

На все мои вопросы по композиции мне отвечали так:
- Копируй великих и да будет тебе счастье!
- Не разводи болтологию!

В общем, вгоняли меня в уныние. Как так, педагог, а ответить на мои вопросы не может. И ладно бы, если бы просто из училища какого (не в обиду), а из самого СПбГАИЖСА им. Репина. Мне показалось, что они просто жмотятся до знаний. Ну да ладно, Бог с ними.

А мне-то надо было что-то делать. Я была уверена, что есть эти знания где-то в доступной форме. А не только копирование. Поймите меня правильно. Копирование - это замечательный, увлекательный диалог с художником, чью работу ты копируешь. Но я не настолько доверяю своим аналитическим способностям, чтобы даже через 1000 скопированных работ сказать себе: "Я теперь знаю, как надо. Осталось оттачивать навык."

Я не ошиблась. Книг оказалось действительно очень много. Но, конечно, все на английском языке. (Если кто подскажет на русском - буду крайне благодарна.)

Начну я по порядку. А вернее с самого простого.
"Арматура прямоугольника". Это прямой перевод термина "the armature of the rectangle". Именно так называет Juliette Aristides в книге "Classical Painting Atelier" то, о чем я вам кратко перескажу.

Начнем с того, что у вас еще 4 опорные линии - это границы вашего холста. И к выбору размера и пропорций холста надо относиться со всей ответственностью (мало ли вдруг кто-то еще не догадался).

А теперь пойдут картинки:
1. Начинаем с диагоналей


2. Далее рисуем диагонали из срединной точки верхней горизонтали


3. Теперь рисуем еще две диагонали из верхних углов к срединным точкам боковых сторон прямоугольника


4. Теперь заканчиваем для симметрии


6. Рисуем ромб (извините за этот нечитаемый желтый цвет)


7. Начало магии;)


Тут мы вспомним Пифагора с его гармоническими пропорциями и музыкой.
Он как-то заметил, что если задеть пальцем вибрирующую струну, то в некоторых местах звук пропадает, а в некоторых приобретает иное звучание. И как раз в этих делениях струны звук и получается гармоничным. В живописи примерно то же самое. Это узловые точки, в которых стоит размещать композиционный центр работы.

Я предлагаю вам самостоятельно проверить эти принципы не только на работах великих мастеров, но и на своих. Когда я первый раз попробовала, меня это захватило. В следующем посту я выложу примеры анализа картин великих художников. Это будут как раз примеры из этой замечательной книги.

Это первое.

Теперь еще немного "арматур".
1. Берем произвольный прямоугольник


2. Делим его стороны на трети и соединяем точки линиями в сетку


Видим очень знакомую картинку. В местах пересечений красных линий тоже здорово размещать центр композиции.

И теперь осталось еще немного геометрии - и на сегодня всё;)

"Корневые" прямоугольники. Что это такое? Это прямоугольник, длинная сторона которого равняется произведению короткой стороны на квадратный корень (например, корень 2, 3, 4 или 5).
Это тоже очень мощный инструмент композиции.
Для начала расскажу, как их строить. Заодно станет наглядно понятно, что такое "корневой" прямоугольник.
1. Рисуем квадрат


2. Рисуем диагональ этого квадрата


3. Длина этой диагонали и будет равняться длине второй стороны


Это и есть "корневой" прямоугольник от корня 2.

4. Если нам нужен прямоугольник от корня 3, то берем выше полученный прямоугольник корня 2 и проводим его диагональ, чья длина будет равняться длине большей стороны


И так можно продолжать до бесконечности.

Чем же так замечательны эти прямоугольники?
А вот чем:
- разделяющие арматуры формируют гармоничные направления
- вертикальные линии разделяют на меньшие, но пропорционально идентичные версии этого прямоугольника
- перпендикулярные друг другу диагонали могут быть использованы для деления картины на пропорциональные части

Посмотрим на примере:
1. Берем прямоугольник корня 3 и проводим диагональ


2. Из вершин опускаем перпендикуляры к диагонали


3. Достраиваем до симметрии


Что мы получили? 4 перпендикулярных линии. Причем зеленые Х являются диагоналями меньших прямоугольников корня 3.
Таким образом мы довольно просто разделили прямоугольник на три идентичных прямоугольника.

4. Строим две другие диагонали


Здесь синие Х являются диагоналями меньших прямоугольников корня 2.

5. Не знаю, как описать, но на картинке станет понятно


Знакомая желтая сетка;)))
А также она делит этот прямоугольник на 9 прямоугольников корня 3.
Примеры на великих опять же в следующем посту. Пока поэкспериментируйте сами:)

Первая часть по теме "Композиция" закончена. Это необъятная и очень интересная тема.
Всем спасибо!
Надеюсь, эта часть верхушки айсберга будет для вас полезна.
До встречи в продолжении!;)

композиция

Previous post Next post
Up