Свет всегда производит на человек впечатление и, к тому же, легко распознаётся, легко создаёт атмосферу. Поэтому не удивительно, что свет является одним из наиболее сильных и часто используемых живописных средств.
Голова женщины. Ван Гог, 1885.
В 1885 году Ван Гога захватила идея написать крестьянскую семью, собравшуюся вечером за ужином после тяжёлого дня. На множестве предварительных набросков он пытался воспроизвести, прежде всего, ощущение света пламени керосиновой лампы. И здесь интересно проследить, с каким упорством он шёл к поставленной цели:
«Теперь возьмем цвет тела. Я отлично знаю, что при поверхностном наблюдении, то есть когда наблюдаешь не вдумываясь, он кажется так называемым телесным цветом. В начале работы над картиной я так его и писал - например, желтой охрой, красной охрой и белым. Но то, что у меня получилось, оказалось слишком светлым и явно никуда не годилось.
Что было делать? Я уже закончил все головы, весьма тщательно проработав их. Но тут я немедленно переписал их заново, и цвет, в котором они теперь написаны, напоминает цвет очень пыльной картофелины, разумеется неочищенной.»
Из письма Винсента Ван Гога своему брату Тео (#405, ранний май 1885, Нюэнен;
русск.,
англ.).
Как будет видно ниже, Ван Гог заранее представлял, чего хочет добиться, а технические приёмы, вопросы смешение красок и эффекты света «сами по себе» для него были вторичны. В более позднее время художников стали интересовать в том числе и различные впечатления в «абстрактной» форме, не привязанные к каким-либо реальным объектам. На картине Ван Гога «Голова женщины» видно, как за счёт света выделяются детали лица, как свет придаёт настроение. По глубине теней и по резнице цвета теневых и освещённых частей зритель легко определит характер источника света. На картине Франтишека Купки «Диски Ньютона» также присутствуют характерные черты света, но уже не света керосиновой лампы, а яркого солнечного света: большая разница яркости между отдельными зонами, разница в тоне и насыщенности между теневыми и освещёнными участками, дробление объёма на плоскости-кусочки, появление линий - достаточно чётких границ между различными участками (конечно, помимо «локальных» эффектов Купку интересовала и целостность произведения). Однако эти эффекты не служат для создания объёмов, для придания формы, и эффект света, хоть и передан очень сильно и убедительно, не служит какой-либо цели.
(Изображение дано на чёрном для усиления эффекта)
Диски Ньютона. Франтишек Купка, 1912.
Другим подобным примером может служить картина того же Франтишека Купки «Кафедральный собор», разве что характер света на ней совершенно иной.
(Изображение дано на чёрном для усиления эффекта)
Кафедральный собор. Франтишек Купка, 1913.
Вернёмся к Винсенту Ван Гогу. Вот что он пишет в другом письме своему брату Тео о своей картине «Едоки картофеля»:
«В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.»
Письмо #404, 30 апреля 1885, Нюэнен;
русск.,
англ.).
За прошедший век цвет и яркость этой картины сильно изменились. Но проникшая сквозь окна и сгущающаяся вблизи стен темнота, часы, показывающие, что скоро полночь, молчаливые взгляды и тусклый, но достаточно контрастный свет лампы по-прежнему помогают зрителю увидеть тот мир, в котором жил Ван Гог.
Едоки картофеля. Ван Гог, 1885.