ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ -2

Aug 17, 2007 15:26



"ЧТО ТАКОЕ ПЯТНО

Пятно в натуральной перспективе
В натуре встречается много плоских и объемных
пятен, различающихся между собой по величине, валёру, цвету, форме и другим характеристикам. Фотоснимок (илл. 50) представляет в валёре (черно-белых световых оттенках) лесной пейзаж. Изображение пейзажа строится на взаимоотношении темных вертикальных линейных форм, темных и светлосерых пятен. Выразительность состояния как раз и достигается благодаря своеобразной игре пятен. Так, темные пятна веток деревьев перекрывают более светлые и крупные пятна воздушного пространства (фона).
Если, к примеру, на широком пне белой краской нарисовать пятно, то это будет плоское пятно в реальном пространстве. В рисунке мы оперируем иллюзией пространства, стараясь плоское преподнести как объемное.
Наверняка каждому из нас случалось нечаянно разлить черную тушь или краску на белый лист бумаги и наблюдать, насколько сильный возникает контраст темного пятна со светлым фоном. Ограниченная, с произвольной конфигурацией форма пятна, очень выразительна и являет собой типичный пример пятна-силуэта (рис. 51).


Получение пятна

Пятно можно получить самыми разными способами. Рисунок 52а появился в результате так называемой «растяжки» - деликатной ступенчатой тональной заштриховки белой бумаги мягким карандашом 4В. Плавный переход между «ступеньками» обеспечил постепенно меняющийся валёр общего, вытянутого по вертикали, пятна. Свою роль играет также шероховатость взятой бумаги. Благодаря ее фактуре создается и определенная фактура пятна.
Заштриховать формат листа карандашом так, чтобы возникла поверхность равномерной насыщенности и светлоты, то есть в одном валёре, совсем не просто. Так, в случае использования другого типа бумаги и более твердого карандаша НВ, нам не удалось избежать незначительной разницы в светлоте, в целом, однородного пятна (рис. 526).


Иллюстрация 53 представляет пятна, полученные при помощи кисти и черной туши, разведенной водой. В первом случае темное пятно из туши размыли водой
и в итоге получили размытое, так называемое лавированное пятно. На границе туши и воды с белой, еще сухой бумагой образуется линия более темного цвета - своеобразный контур. Во втором случае пятна появлялись в результате добавления воды К туши. Так, образовался светлеющий ряд - светотональная растяжка из произвольных по форме пятен.
Рис. 53. Пятна, появившиеся в результате разведения черной туши водой


Как мы видим пятно

На рисунке пятно может быть таким же самостоятельным, как точка и линия. Тогда, следуя аналогичному определению самостоятельной линии, оно также не должно иметь никакой реалистической формы, хотя и может ассоциироваться с каким-то предметом. Тонкое, удлиненной формы пятно, можно даже интерпретировать как контур, обрисовывающий объект или фигуру (посмотрите на рисунки 40, 82, 83, где это условие частично проявляется).
Пятно может на тональном уровне «транслировать» цвет предмета, однако, прежде всего, оно обозначает на рисунке теневые партии, что идеально согласуется с видением в натуре. Если мы посмотрим вокруг, то увидим на плоскостях и объемных фигурах собственные и брошенные тени.
Рисунки 54 изображают куб с собственной и падающей тенью. Куб нарисован в параллельной сходящейся перспективе. При этом, в каждом из трех изображений верхний боковой свет имеет разную направленность, но во всех случаях собственная тень активнее, чем падающая.


Пятно в рисунке

Сначала посмотрим на живописное пятно с цветной репродукции картины X. Миро «Женщина, месяц, звезда» - речь идет о желтой области фона в центре формата. Пятна, мягко моделирующие светотень, видны и на рисунке Леонардо да Винчи, изображающем склоненную голову женщины (также смотрите цветной вкладыш). Рисунок выполнен на тонированной бумаге мелками белого цвета и цвета умбры. Обратите внимание на то, как мастерски с помощью активной, но в то же время мягко распределенной светотени, выделяются главные детали лица. Второстепенные элементы - волосы, линии плеча и шеи преднамеренно частично стираются.
Выразительные свойства пятна в сравнении с контурными линиями можно проанализировать на примерах несложного по форме объекта, например, чашки (рис. 55). Рисунок пятном всегда более мягкий и пространственный, чем контурный. Однако, в рисовальной практике чаще всего используется принцип комбинации линии и пятна.


Именно этот принцип на простейшем примере иллюстрирует рис. 56. Здесь, поверх пятен различной светлоты и формы нанесены черные или белые линий. Подобные приемы широко используются в рисунке для усиления художественной выразительности объекта. Переверните несколько страниц и взгляните на рис. 78, где эффектно применен принцип контраста пятна и линии. Количество комбинаций из пятна, линии и точки в рисунке - неограниченное.


ЧТО ТАКОЕ РАСТР

Растр в натуральной перспективе

В повседневном окружении мы часто имеем дело с объемными или плоскими элементарными знаками, такими, например, как: маленькие овальные дырочки в дуршлаге, цветные крестики на орнаментальной вышивке, мелкие квадратики капроновой сетки на окне и т. д. Все они являются прикладным проявлением растра - элементарного графического знака, многократно повторяемого в определенной последовательности. В основе образования растра может лежать точка, линия, а также любая другая фигура.

Примеры растров в рисунке

Характерной чертой растра является маленький размер графического знака (элемента), регулярно и многократно повторяющегося. На четырех прямоугольных форматах представлены растры приблизительно одинаковой светлоты, но с разными образующими элементами:
-геометрический из повторяющихся горизонтальных линий с едва заметной разницей в расстояниях между ними (рис. 57а);
-растр с перевернутой прописной буквой «К», полученный при помощи компьютера (б);
-растр, состоящий из маленьких геометрических фигур, нарисованных от руки (в) и газетный растр (г).


Контрасты между элементом и фоном растра, а также отдельными растрами, бывают такими же, как контрасты между линиями. Они могут отличаться по светлоте, размеру, толщине, форме, направлению и т. д. Я надеюсь, что, захотев использовать в определенном фрагменте рисунка какой-либо растр, Вы без проблем его введете. Наглядным примером пусть будет эффектный рисунок объемных геометрических фигур в сходящейся параллельно-реберной перспекти¬ве, выполненный «шахматным» растром с дифференцированным размером и частотой расположения элементов (рис. 58).


ЧТО ТАКОЕ СИЛУЭТ И ПЛОСКАЯ ФИГУРА

Силуэт и плоская фигура в натуральной перспективе

Если мы посмотрим вокруг, то увидим различные плоские формы, расположенные в пространстве.
Например, в моем ближайшем окружении такими плоскими фигурами (объектами без видимой толщины) являются листы бумаги, разбросанные на столе, конверт с неотправленной почтовой открыткой, лежащий на полке на уровне глаз и воспринимаемый в форме параллелограмма, упаковка лезвий, которыми я иногда пользуюсь для подчистки графических огрехов.
Если фигура приобретает видимое глазом измерение толщины, хотя и незначительное по сравнению с размерами поверхности, то мы получаем объемную фигуру (тонкое объемное тело). Примером такой фигуры может служить компьютерная дискета.

С понятием плоской фигуры более всего ассоциируется силуэт. Силуэт всегда воспринимается плоской фор¬мой, контуром или пятном, даже если оно (как эта тень от старого камина на рис. 59) разместилось сразу на трех поверхностях пространства.
Примеры силуэтов в рисунке

Силуэт, представленный в виде однородного по тону пятна или растра, в любом случае является проекцией объемного тела на плоскую поверхность, его «записью», «оттиском», не имеющим третьего измерения - глубины.
Примером простого силуэта может быть белая звезда на черном фоне или наоборот - черная на белом (рис. 60а, б). Третья звезда представлена в контурном виде с использованием линейного растра. Силуэтные качества звезды здесь прочитываются менее выразительно из-за отсутствия контраста между линиями и Фоном (рис. 60 в).


Одной из разновидностей силуэта является изображение лезвия - предмета плоского по своей природе. Силуэтом здесь, исходя из нашего определения, выступает черная плоская форма с симметричными очертаниями внутренних обводов отверстия в лезвии.

Вспомните теперь силуэты в работе «Зебры» Виктора Вазарели (рис. 12). Посмотрите также на рисунок 62, представляющий дом, выполненный контуром в прямоугольной фронтальной проекции (а). Затем контур был дополнен силуэтами, обозначающими светотень (б). В третьем рисунке фигура дома сведена к одному общему силуэту дома - черной плоской форме (в).

Силуэт может быть также упрощенной записью (оттиском) пространства, сведенного к плоскости.
Цикл рисунков 63 иллюстрирует сведенную к силуэту фигуру, а также пространство вокруг головы и кулака, которые выполнены с помощью простейшего приема - заливкой фона черной тушью.



Контрасты между силуэтами

В ситуации с силуэтами применимы те же принципы создания контрастов, что и в случае с линиями. Для примера я представлю силуэтные изображения на рисунках, выполненных в этот раз на черном фоне. Черные силуэты деревьев сводятся здесь к рисунку светлым контуром или пятном (рис. 64).


Рядом, на рисунке 65, представлена композиция из плоских геометрических фигур -силуэтов, перекрывающих друг друга. Все фигуры имеют отчетливо выраженный контур и отличаются между собой тоном, размером, углом разворота.
Рис. 65. Силуэты фигур, наложенные с перекрытием

ЧТО ТАКОЕ ПЛОСКОСТЬ И ОБЪЕМНАЯ ФИГУРА

Плоскость и объемная фигура в натуральной перспективе

Лист рисовальной бумаги и тонкая рамка с фотографией на столе - вот только два из многих примеров плоских фигур, находящихся в моей комнате. Но, если лист - образец максимально плоской фигуры, то рамка уже имеет свойства видимой глазом толщины, то есть присутствует третье измерение, обязательное для любого объемного тела. Пространственная трансформация плоских фигур или изгиб плоскостей образуют объемную фигуру (к примеру, картонную коробочку для лекарств или упаковочный ящик телевизора).
Утолщение плоских элементов создает более наполненную объемную фигуру. Снимок 66 представляет трехмерную пластическую композицию: белые и черные монолитные шарики расположены на черно-белой плоскости. Здесь наглядно проявляется контраст между плоской и объемными фигурами.


Примеры плоскостей и объемных фигур в рисунке

Объемную фигуру проще всего нарисовать контуром. Такой прием мы уже использовали в нашем уроке (посмотрите соответствующие рисунки кубов, например). Иллюзию граней на этих кубах создавали плоские геометрические фигуры, образуемые из фона, ограниченного замкнутым контуром.
Изображение на рис. 67 - это пример того, что грани объемных тел могут сами являться объемными фигурами (принимая во внимание их толщину). Данный рисунок изображает перевернутые вершинами вниз пирамидальные тела, образованные из треугольных граней, имеющих заметную глазом толщину. Налицо - переход плоской фигуры в объемную.

Контрасты плоскостей и объемных фигур можно также рассматривать, получая множество более или менее дифференцированных вариантов, пригодных для использования в рисунке.
Обратите внимание на расположение в пространстве группы параллелепипедов, нарисованных в параллельной перспективе. Черный и серый цвет на гранях обозначает светотень. В первом рисунке различные по размеру геометрические фигуры произвольно разбросаны по формату и поэтому неизвестно, как они расположены в действительности (рис.68а). Второй рисунок (686) композиционно более упорядочен и уже дает представление о величине этих фигур и их расположении относительно друг друга. Рисунок 68в является примером компактной, композиционно продуманной группировки с введением перекрывающей перспективы. Эти примеры иллюстрируют постепенное увеличение контраста по признаку «разбросанное - упорядоченное» (сгруппированное).

Условие композиционного упорядочивания изображаемых на рисунке предметов - одно из наиболее важных. Особенно наглядно «минусы» неграмотно построенной композиции проявляются в натюрморте, где каждый объект должен визуально гармонировать и дополнять друг друга. Примером такой композиционной гармонии может служить черно-белая версия картины югославского художника-примитивиста Ивана Генералича (рис. 69).

Из-за того, что объемные тела расположены в конце цепочки элементов, полученных из точки в результате ее многократного повтора, изменения и придания ей объемных характеристик, их можно изображать, используя все предыдущие элементы рисунка. Это положение иллюстрируют рисунки параллелепипедов в той части настоящего выпуска, которая посвящена линии. Кроме того, представим еще поочередно несколько рисунков параллелепипедов, выполненных: линейным растром с иллюзией света спереди (70а); криволинейным, зигзагообразным и контурным силуэтом профиля головы (70 б), а также с тремя разными видами растров на трех, черного цвета, гранях (70в).


ПЛОСКАЯ И ОБЪЕМНАЯ ФАКТУРА

Что такое фактура

Посмотрим на приведенные ниже форматы (рис.71) с нанесенными на них различными элементами рисунка. Они выглядят, словно вертикальные фрагменты стен, покрытые различными материалами. Разные по тону и размеру элементы рисунка, такие как: точка, линия, пятно и т. д., изображенные в определенной последовательности, ритме и сочетании друг с другом, дают разные фактуры.


Фактура - это поверхность предметов, объектов, фигур, отражающая их структурные свойства или особенности обработки (покрытия).
Рассмотрим теперь проблему фактуры на примерах различных ситуаций с параллелепипедами (рис. 72). Но сначала обратимся к полученной с помощью контурной линии фигуре с белыми гранями, изображенной на рис. 23. Нам неизвестно, покрыты ли они белой краской или же выполнены из бумаги, либо пластмассы. Неизвестно также, находится ли один материал под другим (к примеру, дерево под белой эмалью) или же, возможно, все тело получено путем отливки из гипса. Только рисунок с достаточным набором изобразительных элементов мог бы разрешить наши сомнения.

В случае с фигурой параллелепипеда, где каждая грань представлена ограниченным пятном разного валёра, мы не знаем, является ли это передачей светотени, или просто три грани покрыты краской в разном валёре. Эта ситуация несколько проясняется на рисунке 726 с падающей на основание тенью. Теперь становится более очевидно, что это изображение светотени. Использование сразу нескольких элементов (пятна в светотеневой растяжке, различных по виду линий) на фигуре и основании визуально информирует о том, что параллелепипед изображен не только в светотеневой ситуации, но и обладает определенной фактурной
поверхностью (72в).


Отметим еще раз; в рисунке важно учитывать различия в видах поверхности, то есть особенности фактур. Выразительность той или иной фактуры достигается с помощью разных технических приемов и элементов рисунка (точки, линии, пятна, растра и т.д.).

Практическое задание 8

Контуром нарисуйте какую-либо плоскую форму, а затем, вводя различные элементы рисунка, постарайтесь придать ей определенную фактуру, то есть вид поверхности. Выбрав форму листа и взяв капиллярную ручку, это задание я выполнил так:
Рис. 73. Рисунок фактуры листа


Плоская и объемная фактура

Деление (аналогичное ситуации с ранее рассмотренными элементами) на плоское и объемное относится и к фактуре. Итак, фактура бывает плоская и объемная. Первая в отличие от второй не имеет визуально воспринимаемой глубины. К примеру, слегка шероховатая поверхность акварельной бумаги (торшона) ощущается больше на ощупь, чем зрительно. Зато кора старого развесистого дуба являет собой образец объемной фактуры в реальном простран
стве.
Рисунок 74 иллюстрирует отдельные примеры плоских фактур на плоских поверхностях и объемных телах, выполненных карандашом в сходящейся реберной перспективе. Если Вы внимательно присмотритесь к рисункам в этом выпуске, то наверняка найдете другие образцы фактур (подробнее эту тему мы изучим в уроке 8).


РИТМ - СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ

В рисунках часто приходится иметь дело с повторением элементов одного вида. К примеру, обычная штриховка с постепенным уменьшением промежутков между линиями несет в себе проявления ритма.
Ритмом называется чередование каких-либо элементов или фигур в определенной последовательности.
Как мы уже знаем, существует ряд основных элементов рисунка, которые можно повторять, вводя изменения произвольного характера. Простейший образец ритма - это повторение одной точки через одинаковое расстояние. Такой ритмический ряд в композиции принято называть метрическим. Он обладает наименьшей степенью выразительности и характеризуется как монотонный.


Иной тип ритма, полученный путем постепенного насыщения (концентрации) точек в направлении перспективной точки схода демонстрирует рисунок 76.
Самый простой ритм для линии будет выглядеть аналогично рисунку с точками (рис. 2), а чтобы достичь более выразительного ритма следует, к примеру, дифференцировать толщину и расстояние между линиями - как это показано на рис. 75.

Чтобы получить более сложный ритм возьмем, например, за основу спиралевидную линию, на которой разместим прямоугольники. Прямоугольники на рис. 77а имеют одинаковый размер и расположены по спирали почти на одинаковых расстояниях. На следующем изображении (рис. 77 б) уже заметны отличия в размерах фигур и промежутках между ними. В последнем рисунке (77 в) ритмические отношения усиливаются за счет контрастного увеличения прямоугольников и их наложения друг на друга.


Образцами рисунков с выразительным ритмом одинаковых элементов являются предложенные в настоящем выпуске иллюстрации растров (к примеру, буква «К» на рис. 576), а также картина Ван Гога «Аллея осенью», представленная на цветном вкладыше. Там ритмический ряд создают уходящие в перспективу деревья.

СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ

Познакомившись с основными элементами рисунка, можно приступать к практическому их применению. Посмотрите, как много различных элементов, включая точку, контур, пятно, светотеневую и самостоятельную линии, использовал автор в рисунке 78. В то же время в контрастирующей с ним работе, представленной рядом, мы имеем дело только со скупой контурной линией, монотонно обрисовывающей формы в центральной части листа (рис. 79).


Практическое задание 9

Определите, какие элементы рисунка использованы в иллюстрации 78.
Применяя различные элементы рисунка, можно получить много разных представлений одной и той же темы. Бутылка и перекрытый ею прямоугольный предмет, сведенные к силуэтам, нарисованы в перекрывающей перспективе следующим образом: точками, черточками и более светлым контуром (80а); черным пятном в технике «frottage», то есть с изображением фактуры основы, находящейся под листом бумаги (б); темным контуром, а также пятном фона из мелких самостоятельных линий (в); темным пятном, полученным в той же технике, но уже со светлым контуром (г); самостоятельной дифференцированной линией, частично образующей контур (д).


Повторю еще раз: используя различные элементы рисунка, мы можем достичь разной степени его художественной выразительности. С одной стороны, рассматривая чьи-то композиции, нам часто приходится расшифровывать, какие элементы рисунка были использованы в работе. С другой стороны - нужно ответить на вопрос, что именно эти отдельные элементы должны обозначать в конкретном представлении. Могут ли они обозначать, к примеру, светотень, как на рисунках 81?
Принцип изображений на рис. 81 основан на различной светотеневой трактовке одной и той же объемной (биологической по форме) фигуры.
В первом случае дифференцированный контур создает впечатление, что свет падает сверху и спереди (81 а); во втором изображении, полученном при помощи светотеневых линий, «обводящих» криволинейные поверхности формы, свет падает спереди (б). В остальных четырех рисунках с одинаковым боковым направлением света были использованы:
• ограниченное пятно и контур (в);
• свободная штриховая линия одинаковой толщины,
но разной направленности (г);
• точка, образующая контур и пятна (д);
• комбинация из точки, линии и пятна (е).



Использование различных элементов рисунка в его определенных фрагментах и местах, в частности, на первом и более дальних планах, позволяет достичь эффекта объемности изображаемой сцены. Как Вы уже знаете, различия могут содержаться в пределах только одного вида элемента, например, контурной линии (как на рис. 40), или разных элементов - как на рисунках 82, изображающих ветряную мельницу. Важным для художника является также проблема, в
какой последовательности наносить в рисунке отдельные элементы. Рассмотрим один из примеров такой последовательности.
Пейзаж, представляющий сцену с ветряной мельницей, начали рисовать однородной линией, дающей контурный силуэт мельницы, объединенный с фрагментами ландшафта (82а). Затем на рисунке 826 дифференцированным контуром были введены силуэты растительности на переднем и заднем планах, а также - более тонким контуром - тучки. Силуэты растительности на заднем плане были слегка заштрихованы, а на поверхности стен мельницы нанесли «сетку» светотеневых линий и маленькие ограниченные пятна, обозначающие отверстия окошек, двери и чердака.


Рисунок 82в представляет завершающий, наиболее проработанный вариант с моделировкой деталей и элементов. Основание мельницы, падающие тени от крыльев и крыши выполнены толстыми линиями-силуэтами. Техника изображе¬ния стен отражает фактуру древесной черепицы. Контур мельницы уже не так резко бросается в глаза. А для изображения растительности как на фоне, так и спереди использованы разнообразные комбинации точек, линий, пятен.
Следующая, не менее важная проблема, с которой мы встречаемся в рисунке, - это сочетание объекта с окружением, фоном или же гармоничное «включение» объекта в средовое пространство. Вы уже успели заметить, что на рисунке 82в
мельница выглядит более объемной и выразительной по сравнению с той, что представлена только контуром ?!
Рисунок 83, выполненный углем, показывает, что фигура (объект), нарисованная «рваным», различным по толщине контуром, имеет частично стертую форму относительно окружения. Такой эффект достигается благодаря использованию мягкого по тону «проникающего» пятна, переходящего с фона на фрагменты фигуры. Этот рисунок начали с выполнения так называемого «подкладочного пятна», поверх которого затем были нанесены контурные линии. Обратите внимание на такую деталь, как различная трактовка туфель: тот, который ближе к зрителю, нарисован темным пятном, а туфель под бедром фигуры изображен лишь контуром, внутри которого лист бумаги остался белым.

Это еще раз показывает, что детали первого плана прорабатываются в рисунке всегда более активно, чем находящиеся сзади.
Итак, способ рисования этого объекта, а значит способ расположения, использования определенных, обозначающих что-то элементов, заключается в частичном стирании формы и включении фигуры в световоздушную среду. В данном случае «объединительным» элементом рисунка было мягкое, растертое пятно.
Последняя тема, которую мы рассмотрим в нынешнем выпуске, - это способы получения объемных характеристик изображаемой сцены.
В том случае, когда области одинакового серого цвета, то есть одной светлоты, встречаются в рисунке в разных местах - к примеру, на разном уровне глубины - мы, желая придать сцене объемные характеристики, не нарушая единства валёра, должны применить какие-то иные признаки. Проверим, как это выглядит на практике. Однако вначале еще раз напомним, что валёр - это тональный оттенок, выражающий определенное соотношение света и тени. Техника валёра широко применяется в рисунке и живописи для передачи мягких светотеневых отношений и моделирования формы объектов.
Ниже я представляю два натюрморта (рис. 84а и б). Обратите внимание на то, что в них присутствуют одинаковые области (фрагменты) с одинаковым валёром.


Обратим внимание на левую область обоих рисунков, где рамка опирается на грань вертикально стоящего параллелепипеда. Эта серая по тону область, обозначающая тень, получена при помощи пятна и линии. На рисунке 84а оба объекта (как рамка, так и грань параллелепипеда) моделируются одинаковыми по направлению штриховыми линиями. На рисунке 846 в том самом фрагменте линии штриха дифференцированы по направлению, что усиливает объемность всей сцены. Казалось бы, совсем незначительное изменение, но в рисунке оно играет существенную роль.
Постарайтесь учитывать эту особенность в своих рисунках, дифференцируя одинаковые по светотеневой насыщенности фрагменты с помощью аналогичных приемов.
В заключение, в форме общих, но практически направленных указаний, я повторю основные выводы этого урока. Следуя им, Вы сможете более уверенно и осознанно приступать к рисунку.
Итак, выполняя рисунок с натуры или по воображению, учитывайте, прежде всего, характер темы рисунка и то, что Вы, прежде всего, желаете выразить в работе. Это поможет Вам правильно выбрать наиболее подходящие элементы рисунка и принципы их взаимодействия. В то же время нужно четко определить, что будут обозначать эти элементы (светотень, форму, цвет в валёре, фактуру). Помните и о последовательности их нанесения. Решите, как должны области одинакового серого тона соотноситься с объемностью изображаемых объектов, и что нужно сделать для усиления (либо ослабления) контраста между ними и фоном. Обратите внимание на технику моделирования формы, в частности, характер и направленность штриховой линии, а также на материал и инструмент, используемые в рисунке (об этих последних двух категориях мы поговорим подробнее уже в следующем уроке).

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ
Выберите изображение, которое на рисунке будет содержать области одинако¬вого серого цвета, расположенные на разном уровне глубины. Нарисуйте его, используя такие элементы рисунка, которые при условии идентичности валёра, помогут подчеркнуть объемность объектов изображения. Посмотрите на рисунки 85. Это последние в настоящем уроке иллюстрации, и их я поместил для более наглядного объяснения задачи. На втором рисунке (85б) в результате простейшей дифференциации толщины линий растра и изменений расстояния между ними была достигнута большая, чем на рис. 85а, объемность пирамиды."


Цветные иллюстрации к этому уроку:
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/C1.jpg?t=1187348377
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/C2.jpg?t=1187348377
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/C3.jpg?t=1187348378
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/C4.jpg?t=1187348381

техника, основа рисования

Previous post Next post
Up