(no subject)

Jul 05, 2007 13:38

Отрывок из книги Фредерика Франка "Zen Seeing, Zen Drawing".

"Смысл жизни в том чтобы видеть"

"Я пережил 2 мировых войны, чудом выжил в этом жестоком веке.. но несмотря ни на что я всегда был влюблен в мир вокруг меня. Я начал рисовать - деревья, цветы, людей на улицах - и с каждым днем я узнавал о мире все больше и больше. И однажды я понял одну простую вещь - чтобы рисовать нужно уметь видеть. Не просто смотреть, а видеть. Смотреть и видеть - две разные вещи - так собака или кошка обладает возможность смотреть и только человек может видеть. К сожалению, большинство из нас потеряли эту естественную способность из-за нескончаемых электронных изображений которые обрушиваются на нас каждый день из экранов телевизоров и компьютеров. Но, приложив усилие, мы опять можем научится видеть.

Как я открыл для себя вот то состояние когда виденье и рисование превращаются в одно действие при котором и тело и душа превращаются в одно? Это случилось в 1960 году в Африке где я работал в госпитале. Африка была мне интересна и я очень хотел узнать об этой стране как можно больше. Я привез с собой 2 фотоаппарата и постоянно фотографировал. Вскоре я понял, что фотоаппарат, эта механическая машина, отделяет меня от реальности вместо того чтобы меня к ней приблизить. Больные в лепрозории, завидев меня с фотоаппаратом спешили спрятаться, и в тоже время, если я просил их позировать для моего рисунка они с легкостью соглашались. Я перестал фотографировать и вместо этого стал носить с собой небольшой альбом и карандаш. Немедленно мое восприятие реальности изменилось. Теперь не было преграды между мной и миром. Каждая точка, каждая линия перед тем как очутиться на бумаге, проходила через все мое тело. Я уже не был простым зрителем, я стал частью того что я рисую. Я стал частью Африки. Рисуя пейзаж я "превращался" в пейзаж, рисуя африканца, я "превращался" в африканца. Я понял, что видеть/рисовать - это значит "превращаться" в то что рисуете, знать это так же как вы знаете себя.

Я стал преподавать в художественной школе; я не могу дать точное название моей методике, могу только сказать что это прямой и интуитивный контакт рисующего c миром.
Вот одно из упражнений. Вам нужны будут карандаш и бумага. Я запрещаю на моих уроках уголь или акварель и пр. потому что они производят "художественный" эффект который мешает процессу видеть/рисовать. Карандаш же - простой инструмент - он не врет и не льстит художнику, а просто регистрирует то что видит глаз.
Это простое упражнение поможет вам научиться видеть опять. Принесите с улицы лист - зеленый или же засохший. Теперь очень внимательно смотрите на этот лист. Потратьте 5 минут на то чтобы рассмотреть все мельчайшие детали, которые соединяются в один образ. Теперь положите этот лист в один из верхних углов вашей бумаги. Опять с минуту смотрите на лист, потом закройте глаза и представьте его себе. Теперь медленно рисуйте. Не смотрите на бумагу, а смотрите на лист. То что у вас получиться будет набором линий, и может быть даже и не будет походить на лист, но это неважно, сейчас вы учитесь видеть. Как закончили, возьмите другой лист бумаги и опять рисуйте, но теперь уже можете изредка посматривать на бумагу. После этого нарисуйте еще один рисунок, теперь, обращайте внимание на темные и светлые участки - для этого нужно прищурится, тогда детали исчезают и остаются темные или светлые пятна. С одной стороны, например, где образуется тень, когда рисуете контур, нажимайте на карандаш по-сильнее, так чтобы получилась темная жирная линия, там же где лист почти что сливается с фоном, проведите очень слабую линию. То что у вас получится - лист не из вашего изображения - а вот этот уникальный лист который сейчас перед вами."


разное, основа рисования

Previous post Next post
Up