Про усвоение языка: три наклона

Apr 26, 2019 09:07


Язык, русский, современный, отдам бесплатно
Происходит страшное: неожиданно и даже вопреки осознанному желанию я дрейфую в сторону более консервативного произношения. Во многих словах (скучно, булочная) мне всегда было более естественно [шн], но во многих других - нет. В последние полгода [шн] захватывает всё больше и больше слов - в какой-то момент мне просто кажется более красивым и правильным сказать так, а иначе - как-то почти стыдно. И это закрепляется. Последняя капля упала вчера, когда я назвала разделочную доску раздело[шн]ой. И ещё сегодня, когда я вдруг сказала дочери жу[ж'ж']ать, хотя всегда считала, что мягкий долгий [ж':] - это гадко. Не знаю, в чём дело. Никто вокруг меня так не говорит. Может, дело в том, что моя дочь усваивает язык. А у меня где-то в глубине души сидит представление о том, что так - правильно и хорошо. Откуда оно только взялось, это представление? Это загадка.

Язык, русский, современный, приму в дар
1
В песочнице играют моя дочь и её ровесница. Дочь хочет взять девочкино ведро. Я требую, чтобы она спросила разрешения у хозяйки. Дочь спрашивает разрешения, девочка недоуменно молчит. 
Мама девочки: Девочка говорить не умеет ещё! Бери, бери ведёрко.
Я, дочь: Спасибо.
Мама: А сколько вам?
Я: Два и три.
Мама: Как хорошо говорит!
Я: Такая вот она у нас болтушка.
Мама: У меня сын тоже рано заговорил, в год и девять уже хорошо говорил. А дочке вот два года было недавно, а всё никак. Только простые слова: да, нет, мама. А говорят ещё, что младшие за старшими повторяют!
Я: Ну, время есть ещё. А к логопеду не ходили?
Мама(очень удивлённо): Нет, а зачем? Она же говорит простые слова: да, нет, мама...
2
Моя дочь, для справки, не вундеркинд. Она говорит так, как положено по возрастной норме. Моя мама говорит, что по словарю выше нормы, но грамматика в том виде, в каком должна быть в этом возрасте. На мой вкус, что-то даже могло бы и пораньше усвоиться, лицо, например. То есть та девочка отстаёт неплохо так. И маму это совершенно не беспокоит. Может, проблема во мне и я просто лингвистка с мамой-логопедом, зацикленная на речи с детства. Но мне это просто дико. Как это - зачем? Чтобы ребенок заговорил - этого недостаточно?.. Так же чисто практически значительно удобнее жить. Когда моя дочь заговорила, качество жизни поднялось настолько, что я ни на что это не променяю.
3
Я сейчас читаю "Дети мои" Гузели Яхиной. Там в книге мужик, онемевший на нервной почве, вынужден на пустом хуторе растить с рождения девочку. И вот сейчас середина книги, ей пять лет, и она никогда в жизни не слышала человеческой речи. В книге происходит полно ужасов. Революция, гражданская война, коллективизация, Сталин, смёрзшиеся трупы неродившихся телят, горящие люди, пионеры без пальцев. А я всё время в очень неприятном фоновом напряжении, до тошноты: как она будет усваивать язык, если до шести лет - ноль инпута? Как она умственно развивается без языка? Там, конечно, очень красочно про то, что они понимают друг друга с полувзгляда, но меня с моей убежденностью в языкоцентричности развития детей такая милая картинка не устраивает. Скорее бы писательница уже наделила её речью и я могла читать спокойно, не беспокоясь так за неё.
Previous post Next post
Up