Много начитавшись про «тёплый ламповый звук», я давно хотел послушать и сравнить его с «каменным» (то бишь с транзисторными и микросхемными усилками). Однако ни у кого из моих знакомых не было лампового усилка, тратить лишних 30-70 килорублей на покупку брендового образца тоже не было желания. У тут волей судьбы во время капитальной перепайки родительской «Веги-109» мне подвернулась куча радиоламп, поэтому было принято решение собрать самодельный усилок.
СБОРКА
За основу была взята схема «
усилителя Губина», опубликованная в High End Review (1997 07/08/09). В свою очередь, этот вариант является оптимизацией схемы Большова и Фурина («Радио», 1957, №4). Этот вариант мне понравился, потому что он очень простой и в тоже время обеспечивает классный звук, судя по обзорам. Все компоненты уместились на одной плате под крышкой корпуса. А главной проблемой оказались вовсе не лампы, как я думал раньше, а трансформаторы. Ламповые усилки требуют целую кучу трансформаторов: силовой с накальными и повышающими анодными обмотками, а также выходные трансформаторы на каждый канал, которые тоже очень существенно влияют на звук. В итоге силовым подошёл ТСА-270, купленный на барахолке за 300 рублей, а на выходные трансы пришлось раскошелится и заказать на Аудиоинструменте.
Однотактная схема в классе А обернулась низким КПД. «Тёплый ламповый звук» оказался даже очень тёплым, почти все резисторы рассчитаны на 2 и 5 Вт, и это неспроста. Опытным путём в схеме нашлась только одна ошибка: R11 нужен не на 2 Вт, а на 5. В остальном я всё делал из качественных компонентов и строго по инструкции автора, схема заработала с первого раза.
Вот так мой самопальный ящичек выглядит сзади:
Кенотрон наверху пока для красоты. В будущем планируется задействовать его для питания, но пока не подвернулось хорошего дросселя. Также в ближайшее время хочу переделать накал на постоянку, потому что ломовые переменные токи создают небольшой фон в 50 Гц. Да, он слышен, если только поднести ухо к динамику, но всё же.
Общий вид примерно такой. После завершения всех работ внутри можно будет подумать о доведении корпуса лаком и прочими ништяками =) Колонки Microlab Pro 3 сейчас стали, пожалуй, самым слабым звеном в системе.
ЗВУЧАНИЕ
Усилитель слушался в сравнении с «китовым» микролабовским усилком, неплохим и типа Hi-Fi усилком от микросистемы Panasonic sc-pm27e-k и транзисторным УНЧ в системе «Вега-109». Штатный микролабовский усиль вообще существует только для галочки в комплектации, про него можно сразу забыть. Усилок от Panasonic неплохой, но слабоват - уже при средней громкости нелинейные искажения прут из всех щелей. «Вега-109» мне досталась от родителей, я поменял в ней все советские электролиты и в своё время офигел от прозрачности звука. Например, при «слепом» тестировании FLAC отличался от MP3 320 kbps сразу, за несколько секунд прослушивания.
Что же показал наш электровакуумный товарищ? Раньше я думал, что «тёплый ламповый звук» - это что-то из области плацебо и прочих прогретых проводов. Оказалось, что нет. Ламповый усилитель - это не просто нейтральный усилитель тока, а тоже инструмент, который накидывает в музыку свои чётные гармоники. Поэтому при прослушивании «чистых» инструментов и вокала без электронной обработки ощущение естественности звучания намного выше. При прослушивании нескольких любимых треков Saint Preux оказалось, что части звуков я раньше просто не слышал. На лампах звук оказался гораздо мягче и сочнее. Слышна вся фактура звука - как медиатор «вжикает» по оплётке струны, как колотушка плюхается в бочку, песочек тарелок…
При прослушивании электроники и всего гитарного с дисторшеном эффект оказался обратным. Здесь уже для разделения инструментов и эффектов желательна большая сухость и дискретность в звуке, поэтому транзисторные схемы куда выигрышнее. Поэтому сравнивать ламповик с транзисторником оказалось сложно - они просто разные и у каждого своя ниша. Чисто с практической точки зрения лампы, конечно, ещё и неудобные - аппарат надо включать в два этапа (прогрев ламп и собственно усилок), лампы греются, дорогие и имеют ограниченный срок службы. С другой стороны, «ламповый звук» действительно вне конкуренции, если слушать классический рок или джаз.
Выходная мощность на канал тоже оказалась забавной штукой. 5 Вт ламповика раскачивают колонки не слабее 15 Вт транзисторного происхождения. Эффект известный и объясняется разными спектрами заполнения, но в этом я не разбирался.
Аудиофилы и все желающие велком =)