про рассказ chingizid "И вот теперь я тут живу"

Aug 19, 2015 16:39

Есть одна штука, которая запредельно меня возмущает что в человеческой жизни, что в литературных сюжетах: твёрдое убеждение, что чудо нужно заслужить. Например, быть молодцом, быть особенным, иметь любимое вдохновенное дело, перечитать гору книг, изучить пару дюжин старинных манускриптов, попасть в необыкновенные обстоятельства, что-нибудь трагически утратить, пережить личностный кризис и последующую метанойю - и дрг мрзд снизойдёт. И это долгожданное чудо на тебя повесит, как орден.

А тут раз! - вместо достойного ветерана и инвалида метафизических практик - какие-то симпатичные восторженные барышни, которым всё - даром. Они, между прочим, ещё непонятно кто. Из них, между прочим, ещё могут вырасти унылые невдохновенные бухгалтерши. Они, между прочим, вообще ещё ничего не заслужили, а им на блюдечке с голубой каёмочкой.

Ну вот: именно так и надо. Это даже больше обо всех текстах Марты, чем о конкретном рассказе: кто-то непременно должен быть певцом восхитительной несправедливости мира, потому что когда мир несправедлив - им управляют любовь и случайность.

А ещё мне ужасно нравится полиция, вот почему: в незапамятные времена у нас в школе была, натурально, секта толкователей сновидений. Ну, или тайный орден. В кабинете школьного психолога, с уставом и секретными правилами. Мы записывали сны, пытались их толковать, рисовали сны друг друга и даже друг другу снились - вместо профориентации, улучшения социальных навыков и всего такого. И вот там во время одного из разговоров возникла идея, что человеческой психике необходима штука, которую можно назвать аурой, фоном или эфиром, на простом языке это можно было бы сформулировать как «У нас тут своя атмосфера». Во сне это обычно радиация, или полиция, или спецслужбы, или масоны: «ты их не видишь, а они везде». Вот прямо: радиация или масоны - как структурирование и именование неизведанного пространства, а полиция и спецслужбы - как исполнительная функция разума (осознающей-себя-человеческой-единицы) в нём.

Я нарочно старалась не писать о том, о чём уже были комментарии к рассказу, поэтому получается довольно мало. Но вот ещё: Ариен Трийский в пространстве этого текста - функция. Вот он главный герой, да, и сюжет на нём сошёлся клином, а мир - нет. Может быть, это функция, которая должна исполниться и окончательно воплотиться, но пока что - восторженные школьницы реальней него, и Таня реальней. И вот это, пожалуй, очень и очень круто: данная читателю в ощущениях не окончательная реальность героя.

пятнашки, пятнашки-15, разбор

Previous post Next post
Up