Oct 06, 2024 16:55
Вдруг оказалось, что миссия художников для настроения дирижабля важнее, чем обычная работа поисковым кораблём. Последнее было выполнено отлично: грибы найдены и собраны, медицинское сообщество Тортуги счастливо, вознаграждение выплачено. А радости мало. Эмоционально было бы приятнее показать и продать своё искусство в понимающем обществе, но то ли общество кочевников оказалось не понимающим, что особенно обидно, то ли искусство недостаточным.
Каждый в команде переживал это по-своему. Вот Ката, например, шла сейчас по лестницам, приближаясь к мастерской Циванту Зелика. С собой у неё была коробка причудливых кораллов и целый мешок разных кусочков дерева. В открытом пространстве дерево ценится выше металлов: среднему металлу вообще ничего не нужно, чтобы существовать, их везде полно; а дереву нужна планета, уютный мир, газы для дыхания, почва и грибы. Поэтому о сделанном из дерева всякий скажет, что это искусство, а не что-нибудь иное. Но точить деревяшку в машинном отделении Механик не позволил, он как раз затеял профилактику двигателя, для каюты это занятие слишком пыльное, а вот древообрабатывающая мастерская ЦиЗе - самое то. Тем более, что он и сам неоднократно предлагал. Похоже, легендарная нелюдимость спрутов распространяется только на им подобных, а всякие там хуманы и прочие виды раздражают их куда меньше.
За то время, что Ката не была внизу, обстановка как-то изменилась. В коридорах уровня мастерских стало больше света, рабочие, тянувшие освещение в подвалы, заодно осветили и тёмные закоулки коридоров средних уровней, и Ката задумалась, где же теперь прячутся призраки и дикие кошки. В коридорах было чисто и светло, и теперь ясно были видны крепёжные детали, связывающие бывшие корабли в одну конструкцию. Похоже, это всё легко можно было бы, если что, разобрать: не сварка, а честные надёжные болты или защёлки. Под одной из лестниц обнаружилась металлическая миска с кошачьим кормом. Кажется, еще немного, и дикие кошки перестанут быть дикими. Но оставался еще вопрос с призраками, впрочем, очков Ката с собой не взяла.
ЦиЗе был у себя, точил на станке какую-то деревянную штуковину в виде огромной ложки.
- А, привет, - покосился он на дверь, - ну, располагайся вот за тем верстаком, я пока закончу.
Верстак оказался очень удобный, с несколькими довольно точными зажимами, свет над ним тоже можно было выставить как удобно, а вот стул вообще не был похож на стул.
- А, ну да, - мрачно кивнула Ката, - это же спрутий стул.
- Поверни набок, - посоветовал ЦиЗе, - удобнее будет.
Ката повертела в руках пластиковую штуковину, нашла у неё две плоскости и уложила так, чтобы на этом можно было сидеть. И принялась раскладывать инструменты и материалы.
Сначала работали молча, потому что фрезер ЦиЗе говорил за двоих. Потом наступила пора более тонкой работы, и Ката не могла не спросить, как тут теперь живётся с нынешними переменами: правда ли приходят кошки, не нашлось ли чего интересного, когда стало больше света, не поднимаются ли странноватые обитатели подвалов.
- А, ну, этим-то зачем, - начал с конца мастер, - мы следим за тем, чтобы грибы тут не вырастали. А кошек да, видели несколько раз, ну, вот, корм для них выставили. Портовый ящерик насчет корма проконсультировал.
- А насчет сокровищ? Мы всего-то пару раз залезли под Шаварнут, и то нашли всякое интересное. А вы-то тут всё время работаете.
- Работаем, вот именно, - отозвался десятирук, - руки не доходят, - он помахал в воздухе несколькими свободными щупальцами, и то в одном из них был зажат штангенциркуль, - впрочем, есть одна дверь. Всё не доходят руки посмотреть. Закрыто на механический замок, нет времени с ним возиться.
Ката почувствовала, как в ней разгорается любопытство. Это освежало: в последние дни настроение у неё было стабильно плохое, но сама возможность найти что-то новое окрылила её моментально. Человек создан для собирательства случайных предметов, и выход его в открытое пространство ничего не изменил.
- Ладно, давай так, - предложил ЦиЗе, - я вот закончу корпус, ты закончишь своё колье, и сходим. Не бросать же работу.
- Сколько всего вы тут не нашли под предлогом работу не бросать, - проворчала Ката и уткнулась в деревянную ламель, на которой вырезала небесный город вокруг проёма, в который будет вставлен коралл.
Казалось бы, мысль о загадочной двери, которая, оказывается, здесь есть, не отвлекла Кату, а наоборот вдохновила. На поверхности резного городка появилось множество дверей, которые как-то очень удачно уравновесили композицию. И заодно отличили воображаемый человеческий городок от реального городка коралловых полипов, в котором все двери были направлены вверх, если располагать кусок коралла так, как он сам логично укладывался. Через несколько часов Ката даже забыла о планах на вечер, и удивилась, когда ЦиЗе, посмотрев, что она уже дополировывает украшение на войлоке, сложил инструменты, повесил передник на крюк и предложил выходить.
- Куда? Ах, да, - Ката заново обрадовалась, тоже сняла передник и застегнула уже готовое колье на шее.
Идти по коридорам вслед за ЦиЗе оказалось забавно: сам он плавно тёк, перебирая щупальцами, и по сравнению с ним собственная походка, да еще и слегка хромая, показалась Кате довольно смешной.
- Слушай, а как ты вообще живёшь на суше? - не выдержала она, - вроде как твой народ довольно водный.
- Насколько я могу судить, твой тоже, - отпарировал спрут, - судя по устройству носоглотки. Вообще, где хочу, там и живу. А для сна у меня ванна есть. Ну и вообще, что считать сушей. Это же склад консервных банок в пространстве, а не суша. Местами даже и довольно влажный. А вот, кстати, и дверь.
Дверь выглядела совершенно обычной: она принадлежала небольшому замкнутому катеру, похожему на спасательную капсулу, и была выкрашена в коричневый. Причем, выкрашена как будто вручную, кисточкой. Замочная скважина явно была прорезана не в те времена, когда катер кого-то в пространстве спас, а много позже, когда он уже стал частью города.
ЦиЗе, свернув половину щупалец кольцами на полу, заглянул в замочную скважину, потом достал откуда-то что-то микроскопическое и запустил в скважину. Тут Ката обратила внимание, откуда: оказалось, что на некоторых щупальцах ЦиЗе надеты браслеты, усеянные маленькими коробочками, видимо, с полезным инструментом. Сложно всё-таки мастеру без карманов. Хотя во время работы он надевал снабжённый карманами передник.
- Сейчас ботик мне нарисует карту, - объяснил ЦиЗе, - а потом, видимо, придётся делать ключ. Это без ключа не откроешь.
Он подобрал и остальные щупальца, кроме двух, на одном из которых был надет коммуникатор, и удобно устроился на полу. Ката уселась рядом. Видимо, вот так сразу открыть дверь не получится. И тоже уткнулась в коммуникатор, только ЦиЗе занимался там полезным делом, устанавливая коннект с ботиком, а Ката просто листала чатик.
- Где он достал такую архаику, - наконец сказал ЦиЗе, - тут нужен такой антикварный ключ с бородкой, тысячу лет таких не видел.
- А я видела, - призналась Ката, - у нас их на дирижабле двенадцать. Три капитанские на его личной связке, очень художественные, но современные, и еще девять непонятно от чего, только один подходит к чулану под лестницей, а восемь совершенно бесполезны. Больше замков на дирижабле нет. Может, от чего-нибудь там, на планете, забыла как называется, ну, где ТэВэ его купил.
- И что, прямо с бородками? - заинтересовался ЦиЗе.
- У меня есть картинка, - вспомнила Ката и тут же нашла на коммуникаторе фотографию, сделанную в художественных целях: тогда она разложила связку ключей на палубе кают-компании в падающем через люк решетчатом свете.
Цизе некоторое время изучал полученную от ботика схему замка с ржавыми ключами, а потом ткнул щупальцем в один из них:
- Вот из этого можно выточить нужный ключ. Прорезать вот здесь щель, и два уступа вот тут и тут. Принесёшь?
- Пешком будет долго, - приуныла Ката, - может, попробовать, как Ярра? Только мне понадобится эрзац-шлюпка. Какой-нибудь предмет, на который можно встать. Проблемы воспитания, мозговые блоки вот так просто не обойдёшь.
ЦиЗе некоторое время оглядывал её с головы до ног, потом перетёк по коридору до следующей двери, открыл её и извлёк оттуда швабру.
- Вот, - сказал он, посмеиваясь, - предмет. Можешь на неё встать.
Швабра была достаточно широкой, чтобы убирать коридор буквально в два приёма. Снизу у неё был зигзаг из пористого синтетического материала, а сама она была сделана из твёрдого розоватого дерева, видимо, ЦиЗе сам её и изготовил, потому и знал, где она хранится. Ката встала на неё, как на самокат, нацелилась на палубу дирижабля рядом с переборкой квартердека, расфокусировала взгляд и устремилась в узкую и быструю улитку перехода. Только любопытство и могло преодолеть воспитанное в ней неприятие коротких переходов. Первое приземление вышло довольно жестким, к счастью, Ката догадалась выставить вперёд левую ногу, а не правую.
В кают-компании сидела только Айша, она рисовала на коммуникаторе что-то очень мелкое.
- А я думала, это Ярра, - сказала она, - так тряхнуло. Что, ты тоже начала так развлекаться?
- Чего не сделаешь ради сокровищ, - засмеялась Ката, - там есть таинственная дверь, устоять невозможно. А где все?
- Все где-то ходят, - пожала плечами Айша, - помощь нужна?
- Да нет, я помню, где они, - Ката открыла шкафчик с запасами кардамона, можжевельника и дерезы; там лежала и ржавая связка ключей, - представляешь, у этого чувака, кем бы он ни был, механический замок. Вот, попробуем.
- Ещё один любитель старины, - пропела Айша, - ну, удачи вам там. Неужели ты вот прямо, как Рони, без всего переместилась?
- ЦиЗе дал мне швабру, - хихикнула Ката и побежала наверх, провожаемая смехом Айши.
Навестись на ЦиЗе оказалось немножко сложнее, чем домой, потому что образ и расположение родного корабля намертво впечатались в Кату, а вот малознакомый коридор с коричневой дверью и спрутом пришлось сначала наметить себе на карте. Но в результате Ката оказалась, где надо, и торжествующе потрясла связкой ключей.
- Ого, - оценил спрут, - ну-ка, ну-ка. Да, вот, вот этот, но стержень толстоват, вернёмся-ка в мастерскую, тут придётся фрезером подтачивать.
На финальную встречу с дверью ЦиЗе взял с собой еще и флакончик смазки, пшикнул в замок, вставил ключ, теперь ржавый у головки и блестящий на конце, и два раза повернул.
- Та-дамм, - шепотом сказала Ката.
Внутренняя поверхность катера была вся покрыта модульными полками. Освещение не включилось, видимо, проводку давно не чинили, в сумраке было видно, что все полки завалены какими-то предметами.
- Склад, - вздохнула Ката, - никто тут не жил.
- Ну и склад, - буркнул ЦиЗе, - это же лучшее. А прикинь, тут была бы койка и рукомойник, ну и чего интересного? Сейчас фонарь принесу.
Фонарь он установил на верхней полке, слегка наклонил, и всё стало видно.
- Не склад, - разочарованно махнул щупальцем ЦиЗе, - антикварная лавка. Ну, хоть труп мы тут не нашли.
- Странное место для лавки, на уровне мастерских, - пожала плечами Ката, - что, на торговом уровне места не нашлось?
В дверь, жужжа, влетело несколько ботиков-картографов.
- Надо спрашивать у народа, не в курсе ли кто. Но, судя по пыли, в нынешнем поколении вряд ли кто что знает. Кто это был вообще? Куда делся? - ЦиЗе потёк вдоль полок, изучая содержимое. Некоторые вещи были похожи на что-то знакомое, вроде настенных часов, посуды или инструментов, назначение других с первого взгляда не определялось. Нижняя полка начиналась где-то на уровне пояса Каты, а под ней стояли какие-то чемоданы и пара стульев странной формы.
- Что-то это мне напоминает, - Ката вытащила один из стульев в центр пыльного помещения и повернула на девяносто градусов, - а это не для тебя ли девайс?
ЦиЗе осмотрел стул, потом перетёк в него и подобрал щупальца. Потом вскочил.
- Судя по тому, как мне на этом стуле удобно, тут был еще один такой как я, - сказал он с отвращением, - неужто я не первый тут? Гадость какая.
- Ну так он ушел назад тому лет сто, - засмеялась Ката, - какая разница. Заявишь права владения? Как потомок?
- Какой там к императрице потомок, - буркнул ЦиЗе, - не бывает у нас никаких потомков. Я бы это всё раздал, кому надо. Хочешь, и ты покопайся. Пусть будет собственность города.
Ката прошлась вдоль полок. С одной стороны, некоторые штуки прямо притягивали взгляд, с другой - площадь каюты на дирижабле всего три метра, никакого смысла накапливать хлам. Вот разве что капитанская кондейка под лестницей, ну так он сам придумает, чем её заполнить.
И тут ее взгляд привлёк розоватый кристалл в глубине полки. Она вытащила его под свет фонаря.
- Кого-то мне этот чувак напоминает, - сказала она ЦиЗе, - он прямо похож на обитателя планеты-библиотеки. Наверняка ведь он что-то знает. Вот его я заберу. Его надо отнести к Бабушке, у неё есть считыватель для его брата.
- А вдруг просто камень?
- Ну, насмешу Бабушку, - пожала плечами Ката, - а если он один из них, наверное, его надо будет отпустить. Многие из них сменили форму и переселились на планету вулканов, а этот бедолага всё это время лежал тут в заточении.
- Сомневаюсь, что он даже это заметил, - дёрнул щупальцем ЦиЗе, - это же камень.
- Читал бы ты стихи Рубина, ты бы так к камням не относился, - наморщила нос Ката, - слушай, а у вас в мастерской есть какая-нибудь печь? Нужно 1800 градусов. У нас в камере столько бывает, но сегодня у Механика профилактика, он меня не пустит. Если у этого чувака есть способности, он сможет прямо из печи последовать за своими.
- Да почему же прямо сегодня?! - возмутился ЦиЗе, - а вдруг у него какая-нибудь информация? А мы его отпустим, не узнав? Или он не навигатор, расплавим его зря. Или, если это просто кварц, получим вместо полезного кристалла дурацкий кусок стекла. Что-то мне твой план насчет Бабушки больше нравится.
- Ну ладно, уговорил, - вздохнула Ката. Она и сама понимала, что в её мгновенной жалости к узнику антикварной лавки мало смысла: для него лишний день, а то и лишний век, имели мало значения.
- Ну ладно, тогда вот ещё что, - Ката отстегнула от связки переточенный ключ и вручила его ЦиЗе, - я бы поискала себе какой-нибудь ключ на замену. Хочу, чтобы их и оставалось девять.
- Какой в этом смысл?! - поразился ЦиЗе, подсовывая ключ под браслет.
- Никакого, - призналась Ката, - возможно, дело привычки.
Ключ действительно нашёлся, но не на полке, а в одном из чемоданов. Он был жёлтый, с трубчатым стержнем и причудливой бородкой-короной. На бородке были следы, показывающие, что когда-то этот ключ что-то где-то открывал, но это было страшно давно. Во впадинах бородки виднелась зелень, выдающая присутствие меди в сплаве. В общем, архетип древнего ключа как он есть.
- Ну вот, - Ката с трудом разжала кольцо и накрутила ключ на связку, - пусть будет так.
- Нет бы полезное что, - усмехнулся ЦиЗе, - но чувака-то своего кристаллического к Бабушке отвези, вдруг он что-то знает.
- Завтра, - пожала плечами Ката, - или когда Бабушка скажет. Ну, я пойду? - она взялась за швабру, но ЦиЗе замахал на неё щупальцами:
- А коридор мы чем убирать будем?! Иди уж пешком, сейчас-то куда торопиться.
Ката поднималась по лестницам, перебирая связку ключей. Новый ключ выбивался из неё, как будто пытался привлечь к себе внимание, а кристаллический чувак напротив лежал себе в мешке и сигналов не подавал. Ката шла и думала, что это вечная история: один утратил своё предназначение и борется за внимание, а второй что-то знает и помалкивает. Не так ли и мы... Хорошо, всё-таки, что я не философ, догнала её вторая мысль, а художник и навигатор, не нужно целыми днями думать о всяких факультативных обобщениях. А вот украшение как раз удалось, да и навигация на швабре тоже.
Тема от Чингизида "Обычная тёмно-коричневая дверь". Сетевые стихии не благоприятствуют, а мы невзирая.
анархический блиц-26,
анархический блиц