фрагмент

Jan 04, 2024 17:56


- Даже не то удивительно, что год оказался настолько коротким, - сказал Ший Корай Аранах. - Бывали в истории годы и покороче, чем двести тридцать шесть дней. Что меня потрясло, так это внезапность. Сколько живу на свете, а такого бардака не припомню. Чтобы все астрономы Сообщества объявили наступление нового года только в последний день уходящего?! Уму непостижимо. Это же не просто капризы погоды, а серьёзный процесс, смена лет!
- Может это потому, что я приволок невозможную кошку из несбывшейся вероятности? - предположил Анн Хари. - И сразу всё пошло кувырком.
Ший Корай Аранах с сомнением покосился на Бусину, которая сосредоточенно вылизывала белую заднюю лапу с видом «я здесь вообще не при чём».
- При всём уважении к нашему Положению Дел, это всё-таки вряд ли, - наконец сказал он. - Хотя посмотрим, как будет дальше. Кто её разберёт... А знаешь что хорошо?
- Да по-моему, всё, - безмятежно ответил Анн Хари, вытягиваясь в гамаке.
- Это да. Но я о том, что крышу мы с тобой починили до начала весенних дождей, которые, по прогнозам синоптиков, хлынут прямо завтра с утра. А то пришлось бы в авральном режиме латать её словом. Что гораздо быстрее, но дом бы на нас обиделся. Он любит, чтобы его ремонтировали руками. Нравится так ему.
- Мне кстати тоже понравилось, - признался Анн Хари. - Отличная штука ремонт. Восстанавливать то, что разрушилось, устранять неполадки - это тянет на новый смысл жизни. Или не жизни. Но смысл! И голова в порядок пришла за работой. Пока заколачивал гвозди, все новые вводные утряслись как бы сами собой.
- Твоя голова герой каких мало. Такие вводные поди утряси.
- Говорю же, ремонт помогает. Особенно если вместе с тобой. Когда ты требуешь держать покрепче здоровенную доску и одновременно срочно сбегать вниз за шурупами, все остальные проблемы, скромно потупившись, отходят в сторону и превращаются в пустяки. Я сам не заметил, как свыкся с фактом, что у меня две судьбы и две жизни. Что я не только Ловец из Лейна, но и художник из несбывшейся вероятности. Что угодил туда чудом и ещё большим чудом сбежал почти в последний момент. И что забыл обо всём на полвека, наверное тоже нормально. Может быть та вероятность до такой степени отменилась, что вспоминать стало нечего? Потому что не было ничего. А теперь она снова стала чуть более вероятной, и мне есть что вспомнить. Хотя бы фрагментарно, отчасти, как давний сон.
- Рассуждаешь, как древний философ.
- Да если бы! Я скорее живу в философском трактате. А рассуждать пока не готов. Не хватает теоретической базы. Зря, получается, в юности публичные лекции на философском не посещал.
- Ты всегда был мастер устраивать бурю на ровном месте. Чуть что, сразу рвать и метать. А как появилась реальная причина чокнуться, сразу стал спокойный и рассудительный, - улыбнулся Ший Корай Аранах.
- С такой причиной любой дурак может чокнуться, - сказал Анн Хари, раскачивая гамак. - Неинтересно! Ты меня знаешь, я лёгких путей не ищу.
- У меня есть гипотеза, что ты успокоился из-за кошки. Посмотрел, как она забивает на все житейские бури, включая невозможность собственного существования, и взял пример.
- Из-за Бусины, кстати, тоже, - серьёзно согласился Анн Хари. - Не то чтобы я у неё научился. До кошачьего пофигизма мне пока далеко. Но у меня какой-то неописуемый камень с сердца свалился, когда я принёс эту кошку в Лейн. Как будто главное дело жизни сделал, больше ничего не обязан, теперь можно жить для собственного удовольствия, просто так.
- Смешно, если так и есть.
- Смешно, - подтвердил Анн Хари. - В моей истории вообще много смешного. Думал, я окутан романтическим ореолом невыразимой тайны, а оказался комический персонаж. Хотя тайна при этом никуда не девалась. И степень её невыразимости я бы, будь моя воля, слегка прикрутил. А то начинаю тебе рассказывать и затыкаюсь на полуслове, потому что выразить не могу.
- Да это как раз понятно, - кивнул Ший Корай Аранах. - Помнишь, когда мы только дружить начинали, ты сердился, что я о себе почти ничего не рассказываю? Ну вот, считай, отомстил.
- Главное, я же теперь понимаю, как ты тогда старался, - невольно улыбнулся Анн Хари. - И как всякая тайна сама себя бережёт, наотрез отказываясь выговариваться, тоже стало понятно. И много чего ещё. Когда перестаёшь понимать самого себя, начинаешь ясно видеть всё остальное. Удивительный парадокс.
- Так и есть. А теперь выметайся из гамака.
- Чего? - изумился Анн Хари. - Какое может быть «выметайся»? Сейчас моя очередь в нём лежать!
- У тебя в половине восьмого какая-то встреча в центре. Сам просил напомнить заранее, чтобы не опоздать.
- Ай, точно же! - просиял Анн Хари. - Хорошо, что ты вспомнил. Мне Та Ола обещал ключи от квартиры. Он сейчас человек занятой, не хочу заставлять его ждать.
- Ключи от квартиры в ТХ-19?
- Да. Я его попросил. Хотя люблю останавливаться в отелях. Условно комфортных, безликих, умеренно дорогих. Там сама обстановка помогает держать дистанцию, не ощущать себя частью потусторонней реальности, оставаться чужим. Но Вильнюс - другое дело. Можно забить на дистанцию. Он даже в сбывшемся виде вполне ничего. И у соседа Та Олы моя картина, буквально за стенкой. Висит, зараза, излучает невыразимое. Хочу пожить рядом с ней.

***

- Пирог обалденный, конечно, - сказал Ший Корай Аранах.
- Да не то слово! - энергично кивнул Анн Хари. - Только он не пирог, а торт.
- Сытый великодушен. Пусть называется как ему нравится. Торт, значит торт. Удивительно, что я до сих пор такого не пробовал. Хотя твой рецепт до смешного простой.
- Простой. Но нездешний. Это же торт из моей прошлой жизни. Или вообще не из жизни. Торт из видений и грёз. Но главное, что он получился.
- А ты сомневался?
- До последней минуты, пока не разрезал и не попробовал. Могло же не пропитаться. Или наоборот, чересчур размокнуть. Всё-таки у нас другое печенье. Да и творог.
- Выглядело как фокус. Духовку не разжигали, а торт совершенно как настоящий.
- Он не «как». Он и есть настоящий. Считается настоящим там, где сочинили рецепт. Называется «Горка». Или «Шалаш». Аньов его часто делал, потому что возиться не надо. Он любит, когда всё легко. А я каждый раз как дурак удивлялся: где это видано, ангел готовит торт!
- Так, стоп, - перебил его Ший Корай Аранах. - Это ещё что за новости. Откуда вдруг взялся ангел?
- Да он сам, по-моему, до сих пор задаётся этим вопросом, - усмехнулся Анн Хари. - Точнее, она.
- Кто - «она»?
- Я же тебе про Юрате рассказывал. Ну, про Аньова. Мало, но сколько смог уместить в слова.
- Про старого друга с тенью до неба - да. А почему ты его называешь «ангелом»?
- Такое у него было прозвище. Аньов - это «ангел» по-польски. Там последний звук такой интересный, почти как у нас в названии города Йашов, что-то среднее между русскими «в» и «л». Мне рассказывали, когда он появился в городе, сперва обходился вовсе без имени, потому что, став человеком, сам больше не мог его произнести. А потом один чувак из нашей компании окрестил его «Ангелом», по-польски, на своём родном языке, и все подхватили. И постепенно привыкли, как к имени - Аньов и Аньов. Только я не привык. У меня к словам серьёзное отношение; ну как у всех нас. Когда говоришь на лживых чужих языках, ум всё равно хочет привычной точности, соответствия наименования содержанию; сам понимаешь, так бывает далеко не всегда. И всякий раз, называя Аньова Аньовом, я внутренне ликовал от полноты соответствия, так ему подходило прозвище. Он же действительно - ну может не ангел, я не то чтобы спец по тамошней мифологии. Но что-то очень похожее. Временно принявшее антропоморфную форму непостижимое существо.
- Ну разве что непостижимое, - неохотно согласился Ший Корай Аранах. - Потому что в ТХ-19 не может быть ангелов. Они просто фантазия авторов так называемых «священных книг». Или не фантазия, а попытка пересказать нечто не поддающееся описанию? Что-то я сам уже ни в чём не уверен. Очень давно про это читал.
- Аньов, когда мы познакомились, примерно то же самое про нас говорил. Не бывает никаких Ловцов книг из Лейна, это выдумка, художественная литература, сам когда-то про них читал, хотя вообще-то мог перепутать, давно дело было, забыл.
Ший Корай Аранах посмотрел на него, словно впервые увидел.
- В ТХ-19 есть книги про Лейн?!
- Речь о несбывшихся книгах из несбывшейся вероятности, - напомнил Анн Хари. - Там-то вообще что угодно могли написать.
- Чем больше я узнаю об этой вашей несбывшейся вероятности, тем больше она мне нравится, - вздохнул Ший Корай Аранах. И добавил по-русски: - Хотел бы я сказать, что она и есть настоящая, а та ТХ-19, которую мы знаем, иллюзия. Но не выходит пока.
- Не выходит, - согласился Анн Хари. - Но удивительно, кстати, что мы можем обсуждать это вслух. Вообще без проблем! Даже в глазах не темнеет, как бывает при одной только мысли о воскрешении мертвеца.
- Да. Знакомое ощущение. Тот случай, когда желаемый результат пока невозможен, но это может измениться буквально в любой момент.

***

- Всё, я пошёл, - внезапно сказал Анн Хари, поднимаясь из-за стола.
Он не уточнил, куда именно. Но это было ясно и так.
- На ночь глядя? - удивился Ший Корай Аранах. - Или там сейчас не ночь?
- Да скорей всего ночь. У меня при переходе в ТХ-19 время суток обычно примерно совпадает с домашним. И почти у всех наших так. Есть гипотеза, ты наверное слышал: чем больше книг из потусторонней реальности мы прочитали, тем синхронней наше время идёт.
- Ну и чего ты тогда подорвался? Пошёл бы с утра.
- Утром, вечером, ночью - это как раз совершенно неважно. Главное - поймать удачный момент. Когда пойти не просто пора или надо, а хочется. И вот я наконец захотел.
- А до сих пор не хотел?
Анн Хари пожал плечами. Уселся на подоконник, достал из кармана сигару, повертел в руках, так и не закурил. Наконец сказал:
- Я же довольно просто устроен. Мне здесь спокойно и наконец-то легко. А там будет круто, но нервно и трудно. Брать надо всё сразу, не что-то одно. Это понятно. Теоретически. А на практике, знал бы ты, с каким удовольствием я каждый день говорил себе: «Не сегодня», - и шёл на кухню кофе варить.
- Понимаю, - улыбнулся Ший Корай Аранах. - Сам лентяй каких свет не видывал. Но до сих был уверен, что ты - не он.
- Когда как, - пожал плечами Анн Хари. - Вот прямо сейчас наконец-то опять не лентяй. Поэтому надо ловить момент и идти в ТХ-19, а не тянуть до утра. А то, чего доброго, опять передумаю. А так нельзя. Обещал, что вернусь, как только кошку пристрою, а тут то одно, то другое. То ты, то внезапное лето, то крыша, то сад и гамак.
- Ладно, иди, раз решил. И возвращайся с подарками.
- В смысле, кошек ещё притащить? - ухмыльнулся Анн Хари.
- Спасибо, кошек пока достаточно. Ты мне лучше почитать что-нибудь несбывшееся принеси.
- Ну точно же! - воскликнул Анн Хари. - Книги! Тебе почитать и в издательство отнести. С этой мистикой совершенно вылетело из головы, зачем нужны потусторонние реальности. А тем временем Дилани Ана с компанией на нашей несбывшейся литературе уже вовсю зарабатывают. Хотя вообще-то я первым этот новый сектор открыл!
Ший Корай Аранах рассмеялся:
- Вот теперь я уверен, что ты вернёшься. С добычей-то! Ловец есть Ловец.
- Да естественно я вернусь, - с порога ответил Анн Хари. - Как иначе. У тебя моя кошка. И сердце. И гамак. И оба пальто.

Сейчас расскажу интересное. Во-первых, потому что оно интересное. А во-вторых, ну мало ли, вдруг внезапно открытый метод пригодится ещё кому-нибудь.

Я почти месяц не могла написать эту главу (и закончить наконец второй том; глава не последняя, но для завершающей части важная, нельзя писать финал без неё). Но у меня получались только какие-то драные куски, потому что не хватало достоверности. Я на самом деле, не знаю, о чём чуваки тогда говорили (а что знаю, то не вписывается в сюжет). Почти всё, о чём здесь речь, они на самом деле давным-давно обсудили. Но композиционно надо, чтобы именно здесь.
Короче, мне не хватало достоверности, и я уже стала думать, как без этой главы вообще обойтись. И тут Нинина тема "Пирог из прошлой жизни"! Нас всех спас пирог, то есть торт. Чуваки тут же принялись его есть и обсуждать, а я пошла в магазин за печеньем и творогом. В жизни этот тортик не делала, но оказалось и правда очень легко.
Короче, торт Шалаш добавил нам столько достоверности сразу (заодно выстроив мост между автором и персонажами, мы с ними сперва готовили, а потом ели один и тот же торт), что всё получилось легко и как бы само собой. И разговор стал правдой. В смысле, они обо всём, что мне надо для композиции, нормально поговорили, пока ели торт. А я, пока ела (их) торт, всё быстренько пересобрала, сократила и дописала. Расрас.

С вами была платная лекция умеренно культового писателя "Как написать роман в состоянии самадхи". Стоит сто миллионов, реально, но я на радостях делю сумму оплаты на ноль.

А осаливаю Нину benadamina. Пусть собирает темы. Дэдлайн неделя с момента поста для тем, как сейчас у нас (почти) всегда.
Остальных осалю попозже.

пятнашки-36, ловцы книг, пятнашки, техническое

Previous post Next post
Up