Настоящий истребитель. Посрываем покровы

Aug 25, 2024 02:30


Попалась мне тут в руки книжечка генерал-майора Березового "Так сражались гвардейцы". Есть с таким же названием, кажется про танкистов, ну а эта про летчиков. И решил я немного пристрастно эту книгу почитать - сравнить так сказать чему учили солдат и матросов в СССР в 1960 году и что говорят раскрытые сейчас документы. Книга состоит из пары десятков рассказов и по словам автора "в этой книге нет ничего выдуманного". Вот это мы и проверим.

А начну я с первого рассказа книги - "Настоящий истребитель". Весь текст в кавычках - прямые цитаты из книги.

Настоящий истребитель - это младший лейтенант Владимир Гаранин, которому на начало войны было 20 лет согласно рассказу. Вот он кстати на фото.



"Авиаполк, в котором служил Гаранин, базировался в приграничном районе и с первых же минут войны вступил в бой. Трудно приходилось летчикам. Летали они тогда на "ишачках", как в мирное время называли устаревшие уже самолеты-истребители И-16". Ну что ж, автор начал с эксплуатации мифа про устаревшие И-16. Простим ему это. Интереснее узнать - в каком же авиаполку служил Гаранин. Согласно наградному листу на 5 ноября 1941 года Гаранин служил в 88 ИАП. На начало войны 88-й полк базировался в Виннице, что конечно близко к границе - 150 км по прямой до границы с Румынией, но все же не вполне приграничный район. К слову, полк был сформирован в 40-м году и успел принять участие в захвате Бессарабии.



"В такой обстановке летчик Гаранин получил задание на разведку. Нужно было облететь довольно обширный район и выяснить, по каким дорогам продвигаются фашистские войска, уточнить их силы и состав"

" - А может, дать вам напарника? - спросил командир после небольшого раздумья. - Вдвоем-то ведь веселее?"

А вот тут уже интереснее - звено все таки 3 самолета, и тут либо у командира не было других самолетов в наличии, либо была надежда, что одиночный самолет сможет проскочить незаметнее, хоть и с большим риском, чем полноценное звено. Как видно по действиям в других полках на разведку обычно меньше пары не отправляли.

"Летчик уже возвращался домой. Вдруг в стороне, где несколько минут назад он видел большие колонны наших войск, раздались частые и сильные взрывы артиллерийских снарядов. Над ними на высоте не более тысячи метров плавно кружился фашистский самолет. "Корректировщик! - мелькнула догадка. - Корректирует огонь своей артиллерии."

"Гаранин осмотрелся: "мессершмитов" нигде не видно. Тогда он резко повернул в сторону разрывов, дал полный газ, разогнал самолет до предельной скорости и снизу крутой горкой пошел в атаку на врага. Огонь!!! Фашистский самолет мгновенно вспыхнул, как-то судорожно дернулся и камнем полетел вниз."

"Вдруг рядом пронеслась огненная трасса, затем вторая... На него пикировал "мессершмит".

"Мессершмит" снова - в который раз! - пошел в атаку. Но Гаранин, вместо того чтобы от него увернуться, вдруг резко развернул свой самолет на встречный курс и смело пошел в лобовую атаку. ... Через минуту "мессершмит" беспорядочной грудой обломков валялся неподалеку от аэродрома".

Ну что ж, открываем счёт. Два самолета, причем один в виду своего же аэродрома, то есть буквально не надо ничего доказывать, все видели.



Однако, наградной лист на Гаранина не дает деталей такого подвига. Сбил разведчика и одного сжег на земле. А вот вражеский истребитель сбил уже не один, а в паре. Да, можно сказать, что в наградном листе другие эпизоды, но два сбитых самолета в воздухе явно должны были отразить в представлении к награде. То есть тут каша или в наградном листе, или скорее всего в книге.

Изучение журнала боевых действий полка запутывает еще больше - в журнале указано, что Гаранин зажег 2-х местный биплан неустановленного типа, застрявший в посевах на вынужденной посадке и сбил одноместный биплан тоже неустановленного типа. Я так понимаю, что у немцев бипланов уже не было, поэтому сбитый в воздухе биплан мог быть румынским, а вот 2-х местный биплан вообще загадка, как бы там не было огня по своей матчасти. При этом никакие сбитые Гараниным истребители вообще не упоминаются.

Ну и тут уже претензия не к книге, а к официальным документам полка - упоминание аж шести истребителей, несуществующего типа Хе-113. Вот кстати этот истребитель в брошюре, явно сильно отличается от известного всем мессера.





Что ж, идем дальше. Дальше будет веселей.

"Через несколько дней Гаранин отличился еще раз. Авиаполк уже перебазировался на другой аэродром."

"Как-то к вечеру на командный пункт полка приехал общевойсковой генерал, как выяснилось, командующий одной из наземных армий."

"Оказалось, что некоторые соединения и части этой армии отрезаны от основных сил и ведут бой в окружении. Генерал решил на рассвете нанести согласованный контрудар по противнику с двух сторон, пробить корридор и вывести оставшиеся соединения из окружения".

Скорее всего речь идет о боях под Уманью или Винницей в середине июля, где немцы несколько раз пытались окружить советские войска. К этому моменту авиаполк уже несколько раз менял подчиненность, то переходя к Юго-западному, то к Южному фронту, поскольку Винница была как раз на стыке этих фронтов.

Генерал хотел, чтобы летчик ночью доставил в штаб окруженной армии Южного фронта пакет с приказом, пусть даже и ценой самолета - если сесть не удастся, то летчик должен был выброситься с парашютом. Тут никаких особых расхождений книги и документов не видится, разве только занятный перл, про то как командир полка "начал вежливо объяснять генералу, что посадить истребитель в указанном им пункте невозможно". Майор объясняет командующему фронтом. Представили картину? Мало того, майор стал еще и объяснять, что не может послать самолет, пока не получит санкцию командира авиационного соединения, с которым связи не было.

"Сам же я принять такое решение не мо..." Мне кажется в военной обстановке, это тянуло бы минимум на трибунал. А поскольку в наградном листе указана 18-я армия, командир, которой, генерал-лейтенант Смирнов отличался грубостью по отношению к подчиненным, то что весь предыдущий текст про вежливое объяснение - не более чем ирония и сарказм автора.



тот самый генерал Смирнов

В итоге Гаранин успешно доставил пакет в штаб и вернулся обратно с донесением. По словам из книги - помогла луна, Гаранин сел на примеченное им на карте поле. Хотя в одном из более поздних наградных листов уже начинает фигурировать помимо ночи, еще и туман.

К сожалению, мне ничего не удалось обнаружить в журнале боевых действий 88 ИАП про это событие. Гаранин после ранения в ногу в июле (которое произошло уже после доставки пакета) и убытия в госпиталь не упоминается в журнале. Возможно оно произошло когда полк был распределен по разным аэродромам и часть событий не попала из-за этого в записи в журнале.

"Прошло еще около двух месяцев. Наши войска все еще продолжали отходить на восток. Несколько аэродромов сменила и авиачасть, в которой служил Гаранин. За небольшой промежуток времени она получила и освоила новые скоростные самолеты."

"Истребителям была поставлена задача: совместно со штурмовиками - "бронированными рыцарями", как тогда называли только что появившиеся одноместные "илы", - разгромить обнаруженный вражеский аэродром."

Если верить представлению к награде, то это произошло 4 октября (да, чуть больше 2 месяцев, если считать от середины-конца июля), а вот самолеты 88-й авиаполк на этот момент не менял, а сам Гаранин поменял полк с 88-го на 254-й, который с сентября летал на ЛаГГ-3. То есть получается, что Гаранин смог менее чем за месяц, не уезжая на переподготовку в тыл, переучиться на другой самолет. У его первого полка - переформирование в тылу и переобучение на ЛаГГи заняло почти 5 месяцев в начале 1942-го года.



ЛаГГ-3

"Обнаруженный вражеский аэродром" - это был аэродром, а точнее комплекс аэродромов Полтава, который немцы уже успели освоить и успешно действовали с него вплоть до 1943 года. К сожалению, никакого описания штурмовки 4 октября с той стороны обнаружить не удалось, хотя было бы интересно оценить нанесенный ущерб.

"По заранее разработанному плану два звена истребителей под командованием лейтенанта Гаранина должны были первыми выйти на аэродром и блокировать его, не допуская взлета самолетов противника."

Действительно по журналу боевых действий 254 ИАП на сопровождение Ил-2 вылетело 7 самолетов, при этом у всех, кроме Гаранина, это был не первый вылет в этот день - кто-то уже летал на сопровождение штурмовиков Ил-2 в другие районы, кто-то сопровождал самолеты со странным названием "С-У-2", кто-то патрулировал над аэродромом. Судя по другим записям в журнале под "С-У-2" скрывался Су-2, а не У-2 как можно было бы подумать.

Далее в книге описывается, как истребители вышли на цель и увидели взлетающее звено немцев, при этом почему-то звено у немцев описывается как трехсамолетное, что конечно же ошибка. "Одного из них сбил сам Гаранин, другого - кто-то из летчиков его группы, третий был потерян из виду".

"Подошли штурмовики. Растянувшись по кругу цепочкой, истребители группы Гаранина висели над вражеским аэродромом и охраняли своих боевых товарищей."

Тут журнал боевых действий дает немного отличную картину, что 4 истребителя из группы тоже занимались штурмовкой аэродрома.

После завершения штурмовки самолеты направились домой и при пересечении линии фронта "неожиданно навалилась большая группа мессершмитов". "Ближе всех к Гаранину находился его напарник, молодой летчик Николай Березкин." Оставлю это на совести автора, поскольку летчик с такой фамилией ни разу не упоминается в журнале боевых действий. Если верить книге, спасая товарища Гаранин сбивает еще один мессершмит, второй за этот вылет, но его самолет тоже поврежден. Пытаясь выйти из боя, Гаранин получает ранения в плечо и ногу, но "ярость заклокотала в душе Гаранина" и он тараном сбивает самолет противника.

Гаранин сумел посадить свой самолет на брюхо на распаханное поле и выбраться из самолета, где его и обнаружили пехотинцы.

Согласно журналу боевых действий, весь вылет занял час и 15 минут и кроме Гаранина не указано время возвращения еще для двух летчиков, хотя один из них снова был на вылете в тот же день, а другой указан через пару дней. Получается, что Гаранин единственный сбитый летчик из этой группы.



За этот вылет Гаранин получил Героя Советского Союза. Да и в целом, война прошла для Гаранина неплохо, дослужил до заместителя командира полка и был демобилизован в 47-м году в звании майора.

Какие выводы можно сделать из анализа этого явно приукрашенного художественного текста, в котором "нет ничего выдуманного"?

Первый, в том что действительно в общих чертах участие Гаранина в боевых действиях описано довольно близко к тому, что указано в наградных листах и журналах боевых действий.

А второй, в том что первичные документы - представления к наградам и описание действий летчика в них в разные периоды времени мало имеют общего как друг с другом, так и возможно с реальностью.

архивы, авиация, вторая мировая, история, великая отечественная, ссср

Previous post Next post
Up