Рекомендации Минюста по поводу экстремистских изображений нацистов etc

Oct 05, 2021 22:36

Минюст выпустил рекомендации к нашумевшему закону, по которому, в частности, запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала.

*****
Настоящие рекомендации разработаны с участием ведущих общественных организаций, осуществляющих научно-просветительскую, культурную и образовательную деятельность, в связи с принятием Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 280-ФЗ).
В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 280-ФЗ в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 114-ФЗ), к числу экстремистских материалов отнесены предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 280-ФЗ в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Абзац 10 части 1 статьи 1 Закона № 114-ФЗ содержит положение о том, что использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций не является экстремистской деятельностью, если при их использовании формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Принимая во внимание системное толкование норм Закона № 114-ФЗ, не может признаваться экстремистской деятельностью распространение либо публичное демонстрирование (в том числе в книжных изданиях и аудиовизуальных произведениях) материалов, содержащих выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, если материалы, содержащие соответствующие выступления/изображения (их фрагменты):
- не призывают к осуществлению экстремистской деятельности;
- не обосновывают или не оправдывают необходимость осуществления экстремистской деятельности;
- не обосновывают или не оправдывают национальное и (или) расовое превосходство;
- не оправдывают практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
или если руководители вышеуказанных групп, организаций или движений, признанных преступными, а также пропагандируемая ими идеология подвергаются критике и представлены в негативном контексте.
Таким образом, экстремистской деятельностью не является научная, культурная, образовательная и книготорговая деятельность и, соответственно, экстремистскими материалами не считаются произведения науки, литературы, искусства, продукция средств массовой информации, художественные и документальные фильмы (в том числе хроники), учебные, научные, научно-популярные издания, изображения (иллюстрации и фотографии) в данных изданиях, на выставках, в библиотеках, музеях и в базах данных информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и др., образовательные программы, созданные в учебных и просветительских целях, реализуемые образовательными организациями, в том случае, если при их использовании формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
*****

Комментарии юриста к рекомендациям Минюста:

*****
"Самое главное, что надо понимать: минюст в своих разъяснениях дал четкий квалифицирующий критерий, а именно - наличие признаков пропаганды или оправдания нацизма, действий лидеров этого движения", - пояснил член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров.
Иными словами, в данном случае важен не сам портрет Гитлера, а то, с какой целью он размещен, что написано под фото одного из главных злодеев всех времен.
Вопросы, связанные с возможным применением данного закона, многие ученые и кинодокументалисты, издатели и книготорговцы подробно обсудили на совете экспертов в "Российской газете" ("РГ", 28.07.2021).

По мнению председателя правления Ассоциации юристов России Владимира Груздева, основная проблема заключается в том, что правоприменители пока не выработали методики, по которым можно отличить пропагандистский материал от информационного или просветительского и, соответственно, выявлять признаки пропаганды.
"Необходимы методики, разработать которые должно профессиональное сообщество: эксперты в области медиа и эксперты в области права. Задача вполне решаемая. Но важно понимать, что разрабатывать такие методики необходимо в кооперации с представителями разных профессий. Потому что для этого требуются комплексные знания: и в области права, и в сфере медиа, и культурологические компетенции, и многое другое", - рассказал Владимир Груздев.
Он отметил, что сегодня эксперты, как правило, оценивают сам материал, а также впечатление, которое он производит на экспертов, то есть субъективные вещи.
"Между тем в данных делах необходимо проводить не просто лингвистическую экспертизу, оценивающую содержание текста, или искусствоведческую, если речь о картинках. Нужна комплексная медиаэкспертиза. Правда, на сегодняшний день такого понятия не существует, нам предстоит создать институт профессиональных медиаэкспертов. Они должны оценивать не содержание материалов, а действия, которые совершает человек в информационном пространстве", - пояснил Владимир Груздев.

Некоторые эксперты советуют при публикации фото нацистских главарей, их цитат или каких-либо материалов, содержащих свастику, указывать что-то вроде "не занимаюсь пропагандой нацизма". Или "осуждаю деятельность нацистских преступников". Или что-то в том же духе.
Впрочем, член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров полагает, что формальные проговорки не спасут.
"Эксперт будет отвечать на вопрос именно о содержании, - говорит он. - Имеются ли в содержательной части материала признаки наличия информации, оправдывающей нацизм и действия лидеров движения. Если автор материала будет не согласен с выводами эксперта, то сможет привлечь своих экспертов, которые либо в порядке рецензирования представленного экспертного заключения, либо путем проведения своей экспертизы, опровергнут ранее сделанные выводы".

Поэтому рекомендации Минюста принципиально важны: они задают ориентиры для экспертов, на что необходимо обратить внимание. Например, материалы с изображением нацистских преступников не могут считаться экстремистскими, если в них не содержится оправдания расизма, военных преступлений и в целом человеконенавистнических идей. Таким образом, компетентный и добросовестный эксперт должен указать в своем заключении, в чем именно - каких словах или рисунках - звучат призывы поддержать нацизм или оправдываются зверства. Сами по себе военная хроника, учебные материалы или художественная литература экстремизмом не являются.
*****

В общем, стало чуть понятнее, но подождем первых судебных решений, чтобы посмотреть как это все на практике выглядеть будет. Потому что случаи, когда эксперты буквально высасывали несусветную дичь, натягивая на состав, известны.

Перед написанием комментариев, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами поведения в блоге.

история, ВОВ, законотворчество

Previous post Next post
Up