Фил Спенсер - удача или провал для Xbox?

Apr 20, 2021 13:45


Семь лет. Это много или мало? Что можно сделать за семь лет? Каких высот можно достичь? Как сильно можно поменять все вокруг? 1 апреля 2021 года ровно 7 лет, как Фил Спенсер стал главой игрового подразделения Microsoft.





В первые годы, у главы Xbox была одна интересная отмазка - я молодец! Это до меня Дон Мэттрик накосячил! Но теперь все будет очень хорошо. Верьте мне. И тут захотелось вспомнить, что было с другими компаниями за тот же 7 летний промежуток. Как они справлялись с поставленными перед ними задачами. И что прогрессивного сделал эффективный менджер.

Sony Playstation 3

Стартовые позиции:

  1. Стоила на 200$ дороже конкурента при сравнимой производительности.
  2. Вышла на год позже конкурента и отставала на 11 млн консолей
  3. Сложнейшая и не оптимальная архитектура.
  4. Авария на Фукусиме 11 марта 2011. ВВП в Японии упал на 27%. Экономика рухнула. Для сравнения - события 2014 года в России уронили ВВП страны только на 5.2% и рубль в районе 70 мелькал.
  5. Взлом PSN в 2011
  6. Отсутствие финансовых резервов и жирного кошелька. По всем направлениям у Sony в 2010-2014гг убытки и нет возможностей для маневра.

Итоги за 7 лет:

  1. Догнали конкурентов.
  2. Выпустила лучшие проекты в истории игр
  3. Наработала огромнейшую фан-базу.




Wii U и Nintendo Switch

Стартовые позиции:

  1. Wii U первая консоль 8 поколения с производительностью 7 поколения
  2. Nintendo Switch первая консоль 9 поколения слабее консолей 8 поколения
  3. Нишевые игры для казуальной аудитории
  4. Расцвет мобильного гейминга.

Итог за 7 лет (с оговорками, если датой считать 18 ноября 2012 то 8.5 лет, если 3 марта ‎2017 - то 4 года):

  1. Самая продаваемая консоль за последние 2 года
  2. Все издатели стремятся выйти на мобильной консоли. The Witcher 3\Skyrim\Doom и другие
  3. Через 2 года со старта обошла по продажам все версии Xbox one вместе взятые.




Бриллиантовая рука

В этом месте хотелось написать четверостишие из известной песни, «Остров невезения», но думаю ролик будет более актуальным и эмоциональным. Но тут его разместить не представляется возможным. Читая ниже написанное, просто проигрывайте данный мотив у себя в голове.

Xbox Game Pass

Много слов сказано про этот сервис. Но тут стоит понять 2 простые вещи:

  1. Большинство современных игр на оптовых закупках стоят копейки. Разработка небольших инди проектов обходятся в 2-3 млн$ через 1-2 года такие игры со всеми потрохами можно выкупить за 200-300 тыс$. Это копеечные вливания. Для наглядности вспомним Humble Bundle. Прямо сейчас за 12$ отдают 12 игр среди которых Control, XCOM: Chimera Squad, Elex и другие. Это на голову выше любого добавления в XGP. К этому отдают 20% скидку на любую другую покупку в магазине. К этому дают доступ к 90 Free DRM играм. И при всем этом компания работает  в плюс. То есть набрать пучек игр за 5 копеек в современных реалиях для большинства компаний не составит труда.
  2. Консоль берут для онлайна в Call of Duty и FiFa. Именно из-за огромного спроса на эти жанры и их онлайн составляющую ввели налог на онлайн. Именно это является сердцем консольного гейминга

Из вышесказанного следует вполне очевидное - Фил Спенсер и Ко не представляют, что такое консольный рынок. Они действуют исключительно как «Эффективные» менеджеры - моржа отличная? Давай туда и будем вливать деньги.



Выкуп студий

Это самый забавный момент. За рамками Mojang Studios, которая была выкуплена предшественником Фила Спенсера, какие еще студии за последние 5 лет были прибыльными до их покупки? Какие из выкупленных студий были на волне успеха? Хоть одна? А это один из самых важных показателей успешности компании. Успешности игр от этой компании. Привлекательности проектов этой компании для широких игровых масс. Абсолютно все выкупленные студии были в ужаснейшем финансовом положении.

Мы очень долго можем нахваливать игры от Double Fine Productions. Лучшие квесты в истории. Великолепные миры. Высочайшая проработка персонажей. Но правда такова - силы потраченные на разработку игр не окупились. Игры не были финансово успешны. Игры не понравились и не заинтересовали подавляющее число покупателей. И тут возникает вопрос: «Кто в компании Microsoft главнее? Эффективный менеджер или творческая личность?»

Эксклюзивы Microsoft.

  • Tomb Raider и Rise of the Tomb Raider - отличные игры, имевшие ограниченную эксклюзивность. Окупились и вышли в плюс только после выхода на платформе Sony
  • Ryse: Son of Rome - мощнейший и всеми забытый стартовый эксклюзив Xbox one. Визуальная составляющая игры была на голову выше большинства проектов. Похоронен и забыт.
  • Sunset Overdrive - отличный платформер шутер от именитой студии. Многие ли слышали об этой игре? А я напомню, что все игры от этой студии до и после были хитами.
  • Quantum Break - достаточно специфическая игра. На любителя. От Remedy. Финансовый провал. 
  • Crimson Dragon - это что еще за чудо-юдо?
  • State of Decay 1 и 2 - две отличнейшие игры. Точнее - две песочница, у которых, нет конкурентов. 
  • Crackdown 3\Halo 5\Gears 4 и 5 - 4 выкидыша игровой индустрии.
  • PlayerUnknown's Battlegrounds - Все любят эту игру. Все обсуждают эту игру. Только у игры нулевой онлайн на консоли Xbox. А между тем - она год была эксклюзивом на консолях.
  • Titanfall - и эта игра так же не выходила на платформе конкурента. Вот вторая часть обрела ошеломляющий успех. Вторая часть не была ни чем ограничена (кроме неудачного времени запуска).
  • Super Lucky's Tale и ReCore - два недорогих детских платформера. О которых никто не слышал. в первый у меня ребенок играет, за уши не оторвать. Но продолжения ни первой ни второй - не видно и не слышно, хотя игры не дорогие. Единственный вывод - не окупились.

Надеюсь доходчиво объяснил, что означает быть эксклюзивом для платформы Microsoft? Безызвестность и забвение. И это несмотря на то, что игры отличные или, по меньшей мере, выше среднего. Более того - все эти игры были выпущены и контролировались напрямую Филом Спенсером. Никакой Дон Мэттрик не стоял у него за спиной и не шептал глупости.



ZeniMax Media

Этот пункт частично перекликается с «Выкуп студий». Но несколько отличается от него. На сегодняшний день, у Microsoft под сукном несколько сотен известных франшиз. Например Banjo-Kazooie, The Bard’s Tale, Enslaved, Freelancer и прочие и прочие. Чтобы их выпустить в народ и сделать успешными - нужны кадры. Нужны специалисты. Когда мне говорят, что новый DOOM не выйдет за пределами платформы Microsoft - я вижу Halo 5. Когда мне намекают на эксклюзивность Elder Scrolls VI, почему то у меня перед глазами возникает Battletoads и Bleeding Edge. Вместо продолжения Wolfenstein внезапно выскакивает Crackdown 3. А сверху это все обмазано бесконечным числом DLC сизон-пассов и лутбоксов. Как такое может быть? Очень просто. До прихода эффективного менеджера в лице Фила Спенсера были Gears of War 1-2-3. Сравните их с продолжениями и тем, сколько дополняшечек к ним вышло. Аналогично - вспомните Halo 1-2-3-4 и тем что вы увидели в 5-й части и с участием Крэйга. И не забудьте заглянуть во внутренний магазин за шкурками. А может вспомним Fable 1-2-3? Как поработал эффективный менеджер по ее продолжению? Открою вам тайну - студию Lionhead Studios закрыл человек из заголовка статьи. Вопрос состоит не в покупке студий, а в удержании кадров.

Ori and the Blind Forest

Ярко, модно, молодежно! Все любят Ori. Все любят Moon Studios. Неограненный алмаз. А еще все любят Studio MDHR. Правда ни кто из читателей не знает, что это :-) Напомню - создатели Cuphead. А еще многие любят Super Lucky's Tale и студию Playful Corp. Вспомним про Insomniac Games и Sunset Overdrive. А знаете что общего между этими играми и студиями? Они все отлично зашли и понравились пользователям. У них высочайшие оценки и одобрения. А еще - они все работали на Microsoft и не захотели продолжать вести с ними дела после окончания контрактов. Любую из них Microsoft выкупит и будет клепат продолжения всем понравившихся проектов. Небольшая переплата за эти студии и их игры - отлично окупились бы в дальнейшем. Как в финансовом, так и в имиджевом плане. Фил Спенсер, как эффективный менеджер, решил, что такие студии и такие франшизы не интересны его платформе.



Послесловие

Цыплят по осени считают. Прошло 7 лет. Оглядываясь назад мы видим, кто является настоящим гробовщиком консоли Xbox. И слова «это простая эволюция» в данном контексте не подходит. Xbox - это не платформа. Xbox - это консоль и геймпад. Без них - Microsoft превращается в обычного издателя, как Sega, EA, Ubisoft, Square Enix, Activision Blizzard. Пропадает магия домашнего сидения на диване с друзьями. Вот представьте себе Harley-Davidson. Представьте, что он начал выпускать электромобили. Из разряда «Особенная» компания превращается в «Одна из». Выход на другие рынки - это очень хорошо. Только это должно идет не в ущерб, а как дополнение.

Previous post Next post
Up