Пианист Алексей Любимов в последнее время редко дает концерты в Москве, но вот для Декабрьских вечеров неизменно делает исключение. И многие слушатели концерта, как я поняла, как раз прореагировали на имя исполнителей, не взяв во внимание заявленную программу. А программа была взята не из популярных и ее вряд ли можно было рассматривать в качестве новогодней. Программу Любимов назвал «Лики XX века» и включил в нее яркие примеры экспериментальной музыки, созданной в разные периоды прошлого столетия - от импрессионизма Дебюсси и авангарда Стравинского до модернизма Сильвестрова и Адамса.
Самым сложным для восприятия было трио Сильвестрова, ибо музыканты играли не только на рояле, скрипке и виолончели, но и на их корпусах, смычком по корпусу, ладонью по корпусу, а еще использовалась юла и шары-гироскопы. И тут уж было не только интересно слушать музыку, но и наблюдать за исполнением. Но и не только интересно, но и довольно утомительно для некоторых. Передо мной сидело семейство с двумя девочками лет 5-6 и лет 10. Я смотрела на девочек и думала, что такое вовлечение в музыкальную культуру сродни обучению плаванию по бразильской системе сразу на глубине и без поддержки.
Но надо сказать, что девочки выдержали это испытание достойно, без шума и пыли, а на Стравинском та, что постарше даже ожила и слушала с интересом. Узнать бы как лет через 10 они будут относиться к музыке - с любовью и интересом меломанов или с ненавистью из-за перенасыщенности вот такими вот сложными программами.
Но не только девочкам было сложно. Сложности с восприятием возникали у многих. Мне тоже временам было сложно, но любопытство взяло вверх. К тому же сама музыка весьма концептуальная, тема в ней проглядывалась, трансформировалась и отражалась, и явно проглядывалась драматическая основа. Правда, я эту драматическую основу восприняла как конфликт интересов и поиск компромисса, а в программке музыковед объяснил для таких как я несведущих, что драма в поиске новой музыкальной формы. О да… поиск новой формы может быть именно драмой. Тут я согласна…
Со знакомыми немного поспорили на тему этой музыки. Некоторые сильно удивились, когда услышали, что мне было не только любопытно, но и местами даже нравилось. Но уж и совсем я удивила, сказав, что послушала бы второй раз, чтобы проверить, как воспримет ухо и встретит мозг уже однажды слышанное непривычное…
А вот Адамс и Стравинский понравились многим. Не все знали музыку Адамса. Да и я о нем знала только благодаря спектаклю Анжелики Холиной «Отелло» - спектакль поставлен на музыку именно Адамса и др.американских композиторов (как написано в программке).
В связи с темой концерта оказался очень уместен визуальный проект «Впечатления 2.0» - технически он представляет собой что-то вроде живых картинок, весьма страшненьких и ужасненьких, на мой взгляд, мрачных, но в концепцию которых положены проекции известных произведений в современность. Есть сопоставления, ассоциации, трансформации, идеи, но по большей части я их не уловила. Знаю точно, что не уловила. Я всматривалась, наблюдала за изменениями и чувствовала себя практически загипнотизированной - особого интереса не появилось, но уйти я долго не могла, чего-то ждала. Трансформации были медленные, растягивая время и, наверное, сокращая пространство, память пыталась выловить какие-то образы из личного ассоциативного ряда, но образы были смутными. Эмоции, к сожалению, тоже были какие-то мрачные. Но тем не менее, уверена, что технически это было довольно сложно выполнить, и кто знает, не новое ли это направление в искусстве… которое просто пока пробивает с трудом место и пытается привлечь наше внимание в ряде привычного и любимого…