На новой сцене новый спектакль, в котором, как мне сначала показалось, не было ничего нового. Туминас со всеми его приемами - снегом, пианино, колоннами, музыкой Латенаса, зеркалом Яцковиса, хореографией Холиной, чистым голосом Волковой и… даже баян аккордеон снова был. Казалось бы, все на своих местах.
И все же… новое было то, что слишком уж прямое обращение было к зрителю. Казалось, что текст пьесы был написан словно для постановки Туминаса, устами Минетти будто сам режиссер объясняет свое отношение к классике.
У меня неоднократно возникали споры с друзьями и знакомыми, которым постановки Туминаса кажутся слишком извращенными, слишком надуманными и совсем не классическими. Я же верю, что мой любимый режиссер не отрицает классику, более того он ее любит, просто как человек неравнодушный воспринимает ее не буквально, она для него живая, современная и очень личная… По крайней мере я постоянно нахожу символы-переклички со всеми-всеми деталями хрестоматийных произведений, за постановку которых он брался.
И вот «Минетти» как раз как одно из продолжений споров о том, должен ли актер/режиссер играть/ставить как он видит сам или должен учитывать вкус публики. Имеет ли право вмешиваться в сложившееся веками представление о трактовке образов, традиций или может И должен вносить новое. Это спектакль о верности своим личным идеалам вопреки комфорту и признанию.
У Туминаса получилась прекрасная притча об одиночестве, наполненная странными образами-масками, где живым кажется только актер, который пытается рассказать историю своей жизни, но в результате просто перебирает и перебирает свои мысли, видимо, повторяемые на протяжении 30 лет.
И не понятно, существует ли этот отель, в котором каждый постоялец должен насладиться своим одиночеством, и правда ли это канун нового года или это всего лишь попытка отметить свой уход…
И все же есть в этом спектакле что-то новогоднее. Нет, не только снег. А именно вот это тягостное ожидание, раз уж год заканчивается, то пусть уж побыстрее. А вот завтра будет новая жизнь, бенефис и премьера. Завтра, все будет завтра… или не будет?...
Еще этот спектакль новогодний потому, что в наличии несколько сюр-призов. И думаю, зрители премьерных спектаклей имеют бонус в виде поклонов постановочной группы. Спойлить не буду.
В очередной раз порадовала работа Владимира Симонова. Пронзительно… и настоящим для меня подарком была работа Максима Севриновского - трогательный клоун, так тонко читающий мировую лирику. Не так ли и мы, зрители, порой ждем развлечения, не предполагая, что у актера в это время совсем другие чувства и мысли…