Ноктюрн. МТЮЗ

Jun 03, 2014 20:57



Спектакль мы посмотрели в октябре. Однозначно это стало событием. Как сам спектакль, так и знакомство с творчеством режиссера Камы Гинкаса. Так получилось, что о режиссере я знала немного - театр, название нескольких постановок, немного биографию. Все... Но о творческом кредо НИЧЕГО... И соответственно о том, что может ждать на спектакле не имела ни малейшего представления. Поэтому на спектакль с невинным названием «Ноктюрн» лично я шла, совершенно не подозревая о чем этот спектакль может быть и какой уровень эмоций он несет.

До сих пор самый трудный вопрос по поводу этого спектакля, понравилось ли. Пожалуй, это самый неуместный вопрос . Это абсолютно не тот вопрос, на который в получится найти однозначный ответ.
Долго я думала, как же это можно описать. Что же написать…
И нашла способ - «раздвоение личности» мне в помощь...
Итак одна моя половина под впечатлением постановки, режиссерской и актерской работ, используемых атрибутов и эффектов, коих не много, но каждая из них выверена с точностью аптекаря. Каждая деталь давит на точно предугаданные режиссером чувства и мысли. Например, у другого любимого мною режиссера Римаса Туминаса одновременно может использоваться несколько атрибутов и часто приходится распределять внимание между ними, комбинировать их… А вот у Камы Гинкаса всегда одна делать, которая четко и однозначно определяет чувство, ассоциацию или характеристику. Эта деталь или атрибут удивительно уместен именно в этой сцене, в которой появляется.

В спектакле много режиссерских и актерских находок. Необычно построены диалоги. Вернее это монолог о воспоминании диалогов. Тогда я еще не знала, что это излюбленный ход Камы Мироновича Гинкаса. И, действительно, совсем не обязательно совершать действие на сцене, достаточно его озвучить. От того что действие обозначено словом оно не становится менее значимым...

Спектакль заставляет не СОпереживать, а именно ПЕРЕЖИВАТЬ. То есть вы меня, наверное, поймете, если представите себе какую-нибудь ужасную жизненную ситуацию, коснувшуюся какого-то совершенно постороннего человека и эта ситуация заставила проскользнуть в голове мысли «КАК этот человек будет жить ДАЛЬШЕ со ВСЕМ этим». Так вот… на этом спектакле понимаешь, КАК. Мне казалось, что я буквально это чувствовала. Да, не отрицаю, я довольно эмоциональный и восприимчивый человек, но я не ожидала такого эффекта сопричастности.
История рассказывается 32летним мужчиной, который 15 лет назад по злополучной роковой случайности задавил насмерть свою сестру 8 лет. И…. и он больше не живет… его нет… Как нет и той семьи, которая не смогла пережить трагедию и объединиться в этом горе.

Когда актер Игорь Гордин вышел и сказал: «15 лет назад я убил свою сестру». То его голос показался каким-то наигранным и плоским (я даже подумал, что может быть Гордин - посредственный актер), потом он повторил второй раз точно той же интонацией… и еще пару раз. Потом она начал играть этими словами, но еще на 3м или 4м повторе я поймала себя на мысли, что еще чуть-чуть и закричу: «Хватит, не надо больше!!!»… это меня удивило. А дальше я сидела все 2 часа с комом в горле, у меня не получалось ни особо заплакать, ни успокоиться. Правда, время от времени у меня возникала обидная мысль - почему никто меня не предупредил, что надо заранее достать носовой платок. А сейчас уже поздно, я нарушу общую гармонию тишины с прерывистым хором шмыганья носом. Да-да, было такое впечатление, что половина зала шмыгали в унисон. А еще засада в том, что ты не можешь выйти, ты в ловушке зала, устроенного в фойе… и горит свет. И ты как бы наравне с актерами, ты часть этого пространства и этих действий, и нет ни малейшей возможности покинуть зал. С другой стороны лично у меня не возникала мысль уйти. Это был как гипноз, я сидела и не могла переключиться ни на одну мысль. Все мое внимание было сконцентрировано на сцене и истории, рассказанной с нее. Поэтому мысль о спасении не приходила.

Когда спектакль закончился, лично я не знала, что делать - хлопать как-то неуместно, но и уйти молча было невозможно… В результате кто-то рискнул аплодировать, остальные тоже начали хлопать.
Актер Игорь Гордин, исполнявший главную роль, поцеловал партнеров. И это было очень логично и уместно…

Почти никто из зрителей не разговаривал выходя. И к метро шли молча. Мы до спектакля собирались, учитывая непродолжительность спектакля, зайти в один любимый магазин. Но это было НЕВОЗМОЖНО, неуместно, будто из другой жизни.

Подобное состояние не высказанного и невыплаканного горя я испытывала один раз в жизни - когда мне было 9 лет и умерла бабушка, и папа попросил не плакать, потому что маме от утраты было тяжелее… и я помню ту ответственность, с которой держалась и как потом несколько месяцев этот комок в горле не давал мне становиться прежней. Вернее я сейчас помню это состояние, а тогда наверное просто чувствовала.

В общем, режиссер не пожалел своих зрителей… НО… закончил она на единственно возможном маленьком, малюсеньком поводе для света. Он оставил этот луч света, эту призрачную надежду на продолжения жизни, с тягостными мыслями, с грузом, но ЖИЗНИ… примирения… любви…
Наверное, не посмотрев непонятно, как это возможно, после такой тяготы оставить надежду, но оказалось возможно… Возможно, дело в том, что режиссер побывав  в детстве в гетто, и знает, что после ужаса можно найти жизнь? И с полным правом говорит нам об этом…

Спектакль захватил и не отпускал. На следующий день по дороге на работу поймала себя на мысли, что везде с утра уступала - кто бы не толкался, не протискивался, я всем уступала, даже не думая отстаивать свои права на место и личное удобство. А придя на работу получила письмо от сестры, с которой мы и смотрели спектакль, почти с дословным текстом моих мыслей: «Поняла, что спектакль не отпускает :( Сегодня буквально была ангелом на дороге - пускала всех, кто просил».
И что самое удивительное, что эта потребность быть добрее и внимательнее, она осталась даже спустя вот уже полгода. Может быть тогда эти переживания стоили того?...

По этому спектаклю за полгода набрана статистика среди знакомых:

  • После моего отзыва 4 человека сказали, что НИКОГДА не пойдут ни на этот спектакль, ни на постановки этого режиссера.
  • Еще 5 человек сказали, что именно на этот спектакль не пойдут НИКОГДА, но хотят посмотреть какую-нибудь другую постановку.
  • 4 человека решили пойти, причем двое (незнакомых друг с другом) людей сразу же пошли и купили билеты на ближайшую дату. Одной знакомой категорически не понравилось и она сказала: «Не верю!». Вторые знакомые сказали, что были подавлены, но ничуть не пожалели, что сходили.
  • А один знакомый так же, как и мы, поменял стиль вождения...
А вы бы пошли на такой спектакль? Что для Вас театр? Отдых или что-то еще?

Театральная площадка, Кама Гинкас

Previous post Next post
Up