Планируя поездку в Италию, мы долго не могли решить, заезжать ли в Милан... И дело было вовсе не в репертуаре Ла Скала, а в расписании трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, в которой можно посмотреть «Тайную вечере» Леонардо да Винчи. Купить билеты туда мы вовремя не подумали и в результате пару недель следили за двумя сайтами одновременно - не появится ли свободное время для посещения трапезной, остались ли билеты в Ла Скала. Как это обычно бывает, случилось чудо - билеты для просмотра «Тайной вечере» Леонардо появились в количестве ровно 4 (сколько нам и нужно было), а в ЛаСкала остались, но по тому бюджету, который мы заложили остались только по одному, в разных ложах. В тот день была премьера оперы Монтеверди «Возвращение Улисса в Патры» и за 3 месяца билеты уже заканчивались…
1,5 дня в Милане оставили самые теплые воспоминания. Можно сказать, что именно там мне наконец понравилась Италия, поскольку Венеция оставила меня равнодушной. Но день, когда было посещение театра выдался довольно насыщенным: утром прогулка вдоль моря под дождем на острове Лидо, днем прогулка по Венеции, потом поезд, Милан, прогулка по Милану, Дуомо и… наконец Ла Скала.
Опера, не просто опера, а Ла Скала, да еще премьера. В общем, еще в Москве я подумала, что такое событие требует особого платья, туфель, и плотный график 2,5недельных постоянных переездов тут не помеха. И в конце концов спасибо корпоративам с вечерне-коктейльным дресс-кодом соответствующие платья весели в шкафу (А что я там буду делать, в вашем Простоквашине? В вечернем платье дрова рубить? Или быков очаровывать?(с)). К тому же оно же было маленькое, в чемодане много места не займет, не утянет… женщины очень внушаемы и самоуговариваемые…
И с одной стороны дресс-код, конечно, добавляет торжественности и праздничности к впечатлениям, чувствуешь себя уже не просто туристом, но и немного театралом, пришедшим на премьеру, но с другой стороны… оказывается, что люди, которые шьют эти коктейльные платья, понятия не имеют, как же в этих платьях сидеть на бархатном стуле!!! Возможно, они и не предполагали, что кто-то вздумает путать одно с другим, но я вот это проверила на своем опыте (не пытайтесь это повторить самостоятельно).
Ко всему прочему место мне досталось в «третьем ряду» ложи. Вернее, в первом (у барьера) располагались два стула со спинкой. На одном из них сидел немец (судя по выбранному языку титров на экране), на втором стуле сидела англоговорящая дама, за ней на «табуретке» обычной высоты сидела ее подруга, а вот за ними уже на стуле «барной» высоты было мое место. В первом отделении, я была еще бодра, держала спину и всячески боролось с законами физики (ага, всякая система стремится в состояние с наименьшей потенциальной энергией). Когда я уставала, то тихонько вставала и слушала стоя, это позволяло мне 1) подсматривать титры на английском 2) увеличить обзор сцены. Но вот зачем я в антракте решила выпить чашку ристретто??? Принято считать, что кофе бодрит, но на меня оно подействовало хуже любого снотворного. И к проблеме скольжения прибавилась проблема борьбы со сном, что на бархатном стуле барной высоты уже было и небезопасно и грозило увечьями и конфузами.
В итоге все второе отделение я стояла, следовательно, удалось и посмотреть, не только послушать, а заодно и заглядывать в титры и разобраться в сюжете, чем там у Пенелопы с женихами и мужем дело закончилось.
Что интересно, с третьим звонком капельдинеры закрывают ложи своим ключом и зайти туда уже без посторонней помощи не получится. Насчет, возможно ли выйти самостоятельно, не проверяла, но с окончанием (как действия, так и спектакля) дверь нашей ложи открыл капельдинер. Вот это строгость порядков. Билет, кстати, стоил что-то около 120 евро, по тому курсу было и не дорого относительно московских цен, но позволял видеть только угол сцены… Впрочем, акустика там хорошая и послушать удалось с удовольствием. Тем более, что эту оперу довольно редко исполняют...