"Вишневый сад". Театр Около

Feb 29, 2024 02:18

"Я в коем веке помню Вас..."

Дважды в этом сезоне я смотрела спектакли хоть и с упоением, но периодически "выныривая из них", с замиранием в сердце задумывалась, а как бы я смотрела этот спектакль в тот премьерный год, тогда пять лет назад, без опыта, мыслей и чувств этих пяти лет, что я тогда бы увидела-почувствовала-поняла-подумала...
Ах, если бы знать...
Когда я смотрела "Вишневый сад" в театре "Около" у меня не было таких мыслей, они пришли позже, когда я прочла слова режиссера из "того же года пять лет назад" о том, почему он этот спектакль поставил сейчас: "я думаю, что это сейчас нужно по той причине, что Я это делаю. Думаю, что это наиболее точный ответ. Если бы это сейчас не было нужно, то я этого не делал. Не то, чтобы я занимаюсь каким-то своеволием, просто у меня есть потребность это делать. Значит, это должно быть. Хотя это совершенно не значит, что это будет воспринято другими. Сейчас"(с)
Я уже не узнаю, как бы я восприняла это в 2019, но безусловно, что в 2024м - сейчас - мне нужно было увидеть, почувствовать и опять ничего не понять.
Я смотрела и думала о том, что вероятно "Вишневый сад" - самая значимая пьеса XX столетия...
Далее мне подумалось, что как это удивительно, что я смотрю эту пьесу из следующего, XXI века... а потом пришло сознание, что уже не просто XXI век, первая четветь этого века на исходе... Так странно, так неожиданно... и так понятно...

И как же идеально подошли друг другу абсурд Чехова и абсурдность "Около", Чехов, "Гамлет" и Веня Д'ркин, белая стена, железная кровать и вдруг совершено неожиданный здесь занавес.
Я смотрела на занавес и вспоминала занавес МХТ, и занавес "Шапиро-Боровского", а следом занавес "Бородина-Бенедиктова". Но все эти иные спектакли и воспоминания не мешали, не конфликтовали, а соединялись, дополняли друг друга, позволяли мне почувствовать себя частью "единой театральной души". Я долго не могла уловить, что же это мне напоминает, и в какой-то момент подумала, что это будто в кино кадры накладываются друг на друга, даже посмотрела название этого приема - мультиэкспозиция?
Название песни, звучащей рефреном, "я в коем веке помню Вас", перекликается с названием другой "чеховской" "околовской" постановки - "я вас не помню собственно"... И для меня в этом есть какая-то дополнительная поэтика и символика...
Чувственность спектакля для меня так неуловима, так ускользающа и так ощутима, так реальна, будто в суете пробегая вдруг ощутила аромат некогда любимых духов или одеколона любимого человека, и все - вся суета, весь "пробег", все мысли будто лавиной опрокидываются чувствами и воспоминаниями... Это ты или не ты? Это сейчас или когда? Это было или есть?
Или вот еще ассоциация: сидишь (желательно на полу) и смотришь фотографии, старые, выцветшие и не альбом листаешь, а перебираешь и перекладываешь "карточки" (называет ли кто сейчас их так?), и вот смотришь и не можешь понять это было? это прошло? совсем? безвозратно? а было ли? Берешь свою фотографию - неужели это я? Берешь фотографию родственника, и возможно даже не помнишь или не успел спросить, а кто это, но понимаешь, но ведь и это я, часть меня... Это так понятно, так близко. Как понятно, что когда Раневская (Элен Касьяник) говорит: "смотрите, мама в белом платье", что мама действительно здесь, как и здесь сам автор. И невольно думаешь: "а ведь Чехову точно понравился бы этот спектакль".

Спектакль поэтичный, музыкальный и ... "детективный" (для меня), ибо текст пересобран, перемешан, что меня, знающую пьесу чуть ли не наизусть, держало в напряжение: а дальше что, а дальше как, а будет ли?

Я уже писала, что очень часто спектакли театра "Около" у меня "рифмуются" с каким-то стихотворением... По дороге я прислушивалась к себе, какое же стихотворение я хочу зарифмовать сегодня. Мне вспомнилось "это только синий ладан". Я его не помню наизусть, мне захотелось прочитать, но почему-то ю я не захотела забивать в поисковик строчку из него, я забила просто "стихи Георгия Иванова" и нашла вот это:

Цвета луны и вянущей малины -
Твои, закат и тление - твои,
Тревожит ветр пустынные долины,
И, замерзая, пенятся ручьи.

И лишь порой, звеня колокольцами,
Продребезжит зеленая дуга.
И лишь порой за дальними стволами
Собачий лай, охотничьи рога.

И снова тишь… Печально и жестоко
Безмолвствует холодная заря.
И в воздухе разносится широко
Мертвящее дыханье октября. (Георгий Иванов)

Театр "Около", Чехов

Previous post
Up