Сны моего отца. Егор Перегудов. РАМТ

May 22, 2022 20:08

В этом спектакле абсолютно все прекрасно, за исключением того, что сейчас его смотреть практически невозможно. Ну или, скажем так, мне лично следовало бы посмотреть этот спектакль полгода, а лучше год, тому назад… Вот тогда бы я смогла бы оценить не только истинную театральность спектакля, но и всю его сюр-основу, так подходящую и по форме, и по содержанию, так замечательно передающую тонкую ткань сна, его природу. Но сейчас то, что еще полгода назад было всего лишь сюрреалистично, сегодня для кого-то озвучено реальностью. А этот факт сразу же смещает фокус восприятия - с бредово-смешного на страшное. И получается, что смотришь не захватывающе-смешной сон, логичный по своей нелепости, а болезненно-устрашающий кошмар…

Если же абстрагироваться от ассоциаций с действительностью (смог ли, интересно, кто-то это сделать?), то спектакль прекрасен без преувеличения. Идея спектакля, как я уже сказала, показать всю тонкую ткань, природу сна (и, видимо, поэтому спектакль начинается в 20-30, когда ты уже немного готов ко сну). И вот ты входишь в зал в темноту, садишься и готовишься смотреть эти сны, когда смешное смешивается со страшным, личное с глобальным, логичное с абсурдным, выдуманное с действительным, и ты все это переживаешь в пограничном состоянии, приближенном к тому, как работает мозг во время сна - так сложно разделить действительное от мнимого, свои мысли от высказанных со сцены, свои чувства от чувств героя. А, впрочем, надо ли разделять? Ведь сон - это то состояние, когда любой микс естественен и логичен.

Герою снится, что он куда-то едет (цель, естественно, более чем абсурдная, но безотлагательная), приезжает, а там туман, ночь, страшно... и кто-то говорит, что война, а кто-то, что типа учения, а про войну говорит контуженный... И эти мнения меняют друг друга и каждый раз со все большей достоверностью. И ты вдруг вспоминаешь, что когда-то тебе снился точь-в-точь такой же сон, ну за исключением некоторых деталей. Тебе и страшно, и смешно одновременно. Правда, сейчас некоторые мысли буквально будят и лично меня возвращали в рациональное состояние с элементами осуждения - не «танцы ли это на гробах». В моменты такого своего «пробуждения», вынырнув из состояния сна, так изобретательно созданного режиссером и актерами, я переключалась на анализ деталей - как же здорово все придумано, как же замечательно прописаны диалоги, как ловко тебя погрузили в это состояние театрального транса.

Места зрителей на сцене, прием не новый, тем более в РАМТе, а вот на поворотном кругу лично я сидела впервые и эффект воздействия оценила в том числе и на физическом уровне - вращение давало ощущение того полета, практически такого же, как во сне. Летишь, немного укачивает, сердце улетает куда-то в район пяток, волосы отбрасывает на лицо, испытываешь и страх, и восторг одновременно, после ррраз и смена действий, что так опять же логично для сна.

Выходила со спектакля я в смятении чувств, время от времени подслушивая признания созрителей, что им когда-то снился примерно такой же сон… Но вот что удивительно - спустя пару недель я вдруг поняла, что спектакль на меня оказал вполне себе терапевтическое (психотерапевтическое, я бы даже сказала) воздействие - какие-то страхи я поборола, какие-то мысли я передумала, что-то приняла, а что-то забыла. Не еще ли это одно это совпадение спектакля со сном? Не для того ли мы часто ложимся спать, решая «утро вечера мудрее», передавая нашему мозгу право на обработку информации, с которой логическим мы справиться не в силах. И, пожалуй, по совокупности воздействий перевела Егора Перегудова в разряд одного из любимых режиссеров…

РАМТ, Егор Перегудов

Previous post Next post
Up