Все мои знакомые знают о моей нелюбви к Толстому и любви к режиссерскому почерку Туминаса... и многие гадали, что перевесит...
Вот уже несколько дней как на просторах инстаграмма, фейсбука и жж появились первые отзывы о премьере в театре им.Вахтангова. Старательно обходила их, чтобы не получить спойлеры. И это было правильное решение... Я, надеюсь, что в этом отзыве не будет ни одного, хотя вот парадокс, но это тот редкий случай, когда мне кажется, что я уловила и прочувствовала все-все, и это все-все мне так хочется обсудить, поделиться, и что даже есть что сказать (какое счастье, что есть с кем поговорить). Но это тот спектакль, который не надо разбирать и описывать и тем более противопоказано выкладывать фото и видео. Так и хочется написать воззвание к театралам: "будьте милосердны, человеко- и театролюбивы, не рассказывайте и не показывайте ни-че-го - каждый, кто придет на этот спектакль, должен все увидеть, удивиться и прочувствовать сам с чистого нуля неведения. Впрочем, чтобы мы не увидели, все окажется не так, как ожидаешь...
Парадокс этого спектакля в том, что в нем нет голоса автора, нет пейзажей, натюрмортов и портретов. Нет визуально, но вместе с тем все это есть на каком-то тонком невербальном уровне восприятия, что кажется, что целые страницы текста проникли внутрь тебя и раздражают нервные окончания, раздирая твои чувства между двумя полюсами с названиями Война и Мир.
Кстати, про голос автора. Невольно вспомнила, что даже в фильме Бондарчука не обошлось без закадрового текста, хотя уж у кино куда больше возможностей по сравнению с театром, чтобы передать все - и живописные описания, и ужас и страх войны, а вот тут... тут только человек со своими мыслями, страхами, чувствами и... поисками Бога. И от того ли, что нет голоса автора, от того ли что не вербальное главное в этом спектакле, но восприятие идет не на уровне суждений, но на уровне чувств, ощущений, вибраций. И это не уровень ощущения героев (хотя ты в полной мере понимаешь каждого и даже принимаешь), но сейчас мне кажется, что это уровень собственных ощущений. Постоянно казалось, что это именно мои чувства... и ни на минуту я не сомневалась, что многие рядом со мной ощущали то же самое.
Это пример чистой театральной соборности - когда актеры на сцене играют 5 часов 5й день подряд, а ты сидишь 5 часов в середине рабочей недели, зная, что после ехать домой в Подмосковье, а утром на совещание к 9, но не спешишь уходить и не хочешь отпускать актеров со сцены, а еще понимаешь, что вокруг тебя такие же люди, многим из которых "кому в химки, кому в медведки", а они точно также не спешат уходить. Когда я среди тех немногих отзывов, что не смогла избежать, видела практически одну и ту же фразу "пять часов как пять минут", то думала "какая же банальная метафора", но так вот нет! Никакая это не метафора, это просто констатация факта - ни одной длинноты, ни одного отвлечения, ты будто в потоке мыслей и чувств, что не можешь даже разделить, а где же тут мысли героев, где автора, где мысли создателей спектакля, а где же твои собственные мысли. И каждый раз самоуверенно присваиваешь эти мысли себе - это я, это я так думаю и чувствую...
Этот спектакль как стереограмма наоборот - когда видишь одного героя, слышишь его голос, слышишь его боль, а сквозь линзу так и не появившихся слез видишь огромные ряды солдат, и ополченцев, и беженцев, и растерянных людей... И раз уж речь зашла о стереокартинках. Еще один парадокс этого спектакля в том, что постоянно казалось, что ты воспринимаешь все на 360 градусов - и бинокулярным зрением, и переферийным, и даже видишь все в мертвой зоне... Видишь все касания мизинчиками, жесты, мимические реакции даже тех, что находится на заднем плане, почти уже в кулисе.
И все же это правильно, когда любовь сильнее нелюбви... пойду перечитаю Толстого... со смирением и терпением, с благодарностью и... любовью.