О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай.
Яркий пример того, как хороший режиссер и прекрасные актеры могут сделать хороший спектакль по простоватенькой истории...
Вообще-то подобные произведения совсем «не наша тема», и мы как-то не очень любим, когда в театре поднимаются теософские или мистические вопросы, и все такое…
Но когда несколько раз поход в НДТ сорвался, одна из нас начала тревожиться (если не сказать, истерить), что сейчас опять всех закроют, и мы не посетим этот театр, а совпадали мы только с этим спектаклем, то как говорится, любовь зла…
Хотя… никогда не понимала этого выражения - любовь зла… Впрочем сейчас речь и пойдет о любви
…
Вернее, о том как необузданная страсть и нежелание видеть жизнь, такой как она есть, неумение противостоять неуемным фантазиям могут разрушить и жизнь, и любовь…
И лично для меня это совсем не история любви, а история саморазрушения, самообмана, нежелания жить полноценной жизнью, и история о том, как любая страсть губит любовь, и любая ложь делает невозможной любовь… Страсть застилает глаза и лишает разума, но приходит ли страсть сама по себе? Она приходит к тому, кто внутренне готов к ней, не готов ей противостоять и не готов нести свой крест…
История о том, как молодая бакалейщица, оставленная мужем, чье положение незавидно, потому как она «ни вдова, ни мужнина жена», увлекается чтением книг, и буквально «вязнет» в сказках и фантазиях о демонах… По существу, как бы там несколько раз не подчеркивалось, что Тойбеле учена и духовна, но внутренне она готова поступиться своей духовностью, ее сущность жаждет необычного, таинственного... В то время как робкий, нелепый помощник учителя Алханон любит ее, искренне и нежно… Но Тойбеле его не то, что не замечает, он ей до презрения не приятен… И тогда Алханон придумывает «сказку» для любимой женщины, он приходит к ней «прикинувшись» демоном… Ложь есть ложь, даже во имя самой высокой любви… Жизнь для Тойбеле во лжи, в этой упоительной для нее сказке, с демоном становится важнее всего сущего… В итоге она угасает, умирает, но и умирая не готова отказаться от своего наваждения…
«Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.»(с)
После спектакля сестра вынесла вердикт: «какой депрессивный спектакль». В целом я с ней согласна, но не спектакль, а история… И в этой истории очень сильно раздражает «рассинхрон» «совсем невысокой поэзии» и попытки опоэтизировать образ Тойбеле. В чем-то ведь неслучайно она запала на эту фантазию, это ее сущность, и Алханону просто удалось доказать высказывание Моруа: «Любовь - это когда кто-то может вернуть человеку самого себя».
Сам-то спектакль очень хорош. Долгачеву удалось сбалансировать между иронией и поэтикой. Спектакль немного тягучий (мне даже пришел в голову эпитет - «медовый»), но при этом достаточно динамично смотрится, в спектакле есть движение, нерв… Очень хороша «вертикальная» сценография: где колодец, у которого бедный Алханон мечтает увидеть Тойбеле, вверху, а дом героини внизу… Будто заранее дан ответ, все что просто и жизненно, то высоко, а что замысловато и фантазийно, то в общем-то от лукавого.
Прекрасны актерские работы!
И если Екатерину Демидову (Тойбеле), мы видели неоднократно, каждый раз восхищаясь, то Евгения Пуцыло (Алханона) в большой роли впервые, и мы были приятно удивлены, молодой актер отлично справился, даже не возникло желание сожалеть, что «нам достался» не Михаил Калиничев, которого мы очень любим, и чье актерское дарование будто не знает границ!
И тем не менее есть какой-то осадок… О чем все это? и к чему?
Уж не знаю, почему режиссера В.В.Долгачева так влечет это в общем-то достаточно среднее произведение пусть и нобелевского лауреата… Но факт остается фактом, режиссер обращался к этой пьесе И.Б. Зингера дважды, а сейчас решил «реинкарнировать» вторую постановку.
Я не видела ни первую постановку, ни первый вариант спектакля в МНДТ, и как писала выше, возможно, бы не дошла и до этой версии…
И вот это недоумение «заставило» меня почитать о произведении. И вот тут я вспомнила, что мы смотрели уже однажды спектакль поставленный по этому автору -
«в тени виноградника» , и тогда тоже было ощущение, что играть нечего… И тогда также было ощущение, что спектакль депрессивный...
Вот в этом-то настроении я и узнала, что у Зингера есть два произведения про Тойбеле - совсем коротенький рассказ и пьеса. Рассказ прочитала, как жаль, что спектакль поставлен не по нему… Сколько тонкости, грусти и мудрости в нем… И света… и жизни...