Чудо святого Антония. МНДТ

Nov 16, 2020 20:43

"Чудеса всегда доверены минутам.
Чудо трудно растянуть на полчаса.
Но минуты мы неряшливо минуем -
И поэтому не верим в чудеса." (с)

У нас есть несколько друзей, которые смотрят на наши походы в театр как на форменное чудачество от форменного безделья… Главные аргументы, что они не могут смотреть на искусственно созданную жизнь, и их вид искусство - это кино…
Что ж, каждый волен выбирать для себя, и в общем я уже не стремлюсь объяснить, почему мне так дорог театр, и почему я считаю театр единственным «живым искусством». Это то, что создается здесь и сейчас, и ты не равнодушный наблюдатель, ты живой самый непосредственный участник этого чуда… 

Ведь нигде так ощутимо мы не можем наблюдать «эффект бабочки», как в своих впечатлениях от спектакля… Любая мелочь: будь то неудачная/удачная дорога до театра, погода, слово сказанное кем-либо, встреча перед спектаклем может повлиять на то, ЧТО мы увидим, ровно и то, как своими реакциями, смехом или вздохом мы можем изменить спектакль…
Этот спектакль я планировала смотреть еще до того, как вступила в ряды поклонником МНДТ, потом каждый раз, когда я собиралась на него, что-то случалось, и я не попадала… А вот в этот вечер я не собиралась отпрашиваться с работы, и вообще мне хотелось посмотреть этот спектакль в декабре или в январе, когда снег, и душа настроена на все чудесное…
И даже купив билеты, я все равно не была уверена, что доеду и посмотрю…
По дороге же, в пробке на МКАД по радио я услышала беседу двух очень уважаемых мною людей, в которой один из них объяснил, что «вера в Бога - это любить всех людей». Это утверждение прозвучало для меня как ожог, и явилось именно тем взмахом крыльев бабочек, которые вызвали в моей душе «маленькое торнадо» от спектакля.

Я увидела спектакль очень «симпатичным» и «человечным». Сатирическая линия была сглажена, смягчена режиссером, просто мягкая ирония… Конечно, здесь сказалась еще моя пристрастность к труппе, они столь прекрасны, что есть желание их героев приукрасить, «очеловечить». А в сущности герои пьесы просто как капризные пресыщенные дети, и каждый пытается «держать лицо», соответствовать своему реноме...

Почему-то я себе нафантазировала, что основной конфликт спектакля будет в том, что «чудо» неудобно и не нужно, оно всегда не ко времени. И была удивлена, что в спектакле основная масса героев не то, чтобы не верит в чудо, но относится к нему «потребительски», как возможно отнестись к любому другому «продукту», который можно потрогать, пощупать и оценить качественно и количественно. Потому восприятие воскрешения тетушки прошло достаточно буднично, но тут же встает вопрос о том, что «чудо какое-то не полное» - тетушка не будет говорить, и это воспринимается, как «некий брачок», за который эта респектабельная публика считает возможным взыскать, потому как они заслуживают все самое лучшее… Для них не существует тайн, для них ни жизнь, ни смерть не является ни чудом, ни тайной.

И второй момент - это не готовность принять это чудо просто как чудо. Вот одно мгновение, оно прошло, а чудо свершилось, чудо осталось… Просто так… Но принять это чудо как дар свыше, никто не готов, тут же встает вопрос, как отблагодарить? Чем? Не хочет подарка? Накормить… Не хочет, значит, точно что-то не так, надо разобрать и позвать полицию… 
А в сущности надо только чуть открыться, позволить поверить и принять, оторваться от «рябчиков и форели»… Потому как любая благодарность за чудо - это просто восприятие чуда как чуда…

Спектакль очень стильный - черное на черном, но и сценография, и костюмы в чем-то «обезличены» - что сейчас не носят смокинги и вуалетки? Это событие могло произойти, как в начале века прошлого, так и в наше время.
Да в общем-то, кто из нас может быть уверен в том, что готов будет поверить странному оборванцу, в чудо им совершенному, и в то, что за это ничего совсем никому не надо?
Не каждый ли день и мы вот не замечаем чего-то важного…

Пьеса заканчивается диалогом двух братьев. Ахилл замечает, что на дворе вьюга, что вызвало во мне тревогу, т.к. как ехать на летней резине?  А Густав отвечает, что они «довольно жестоко поступили с бедным чудаком. В сущности, он ничего не сделал плохого»… Но на слова-то Густава я внимания-то и не обратила.
А мне говорят «искусственно созданная жизнь»...

Новый драматический театр, Долгачев

Previous post Next post
Up