Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова, Владимир Юровский. КЗЧ

Feb 12, 2019 21:52

Поражает меня закон парных совпадений. Буквально в среду моя подруга ходила на концерт в БЗК, где исполняли 5ю симфонию Шостаковича. На вопрос «как концерт?», она мне ответила, что все хорошо, но вот музыка совсем не седативная, а потом добавила, что очень образная, даже непонятно, как так композитору удалось передать образы и настроения.

Так вот не прошло и двух дней, как пришла моя очередь удивляться и впечатляться, и страдать от неседативности музыки для размышления. Казалось бы, моя любовь к творчеству Шостаковича не должна была бы подвергать никакому сомнению факт образности музыки и силы настроения, и тем более уж вызывать хоть мало-мальское удивление по этому поводу, но вот как-то все же сложилось, что и удивление вызвало, и тронуло, и даже накрыло… Так получилось, что 2й скрипичный концерт я слушала впервые. Впервые я слушала и солистку Алину Ибрагимову. Когда она вышла на сцену, то своей мягкой энергетикой, мягкими чертами лица, плавными движениями она меня ввела в заблуждение - я подумала, что вряд ли такая милая женщина сможет играть такого жесткого композитора как Шостакович. Но отнюдь… Скрипачка играла по-мужски жестко и прямолинейно и даже в некоторых моментах, возможно, слишком академически (в хорошем смысле слова, академически). В какой-то момент я представила исполнительницу в смокинге, а не в красивом вечернем платье малахитового цвета…

Первая часть концерта удивила необыкновенной, неожиданной для меня образностью. Я вдруг поняла, что означают слова «вся жизнь вдруг пролетела перед глазами». Мне казалось, что музыка собрала и воплотила все счастливые и яркие моменты жизни, но только со знаком минус. Так сожалеет человек о том, что никогда не сможет вернуть и повторить, о том, что не сможет испытать и почувствовать снова, не сможет увидеть и оценить - ни яркого солнца, ни пения птиц, ни шума леса, ни бескрайних полей, ни тишины - ничего. Это мрачный внутренний мир человека, который не может смириться с утратой себя счастливого, с утратой надежды на будущее, лучшее будущее. Вторая и третья части были исполнены без перерыва, что в общем-то вполне естественно по схожести настроений - здесь уже не отчаяние и воспоминание, а веселье от ума и бодрость духа по силе характера. Заканчивается концерт практически в танцевально-маршевом настроении, но почему-то полностью лишенном эмоций, красок, жизни... это неще больше усилило трагизм произведения... Отчаянье? страх? Жутко и беспросветно... Но на фоне этого безудержного веселья выступает отчаянная тоска зрелого человека, который не видит перспектив. Горько...

Во втором отделении Владимир Юровский поставил в программу "Песнь о земле" Малера, и я не сразу смогла понять почему так. А все от того, что я обычно не читаю о тех произведениях, что собираюсь слушать. И если что-то слушаю впервые, то усложняю аудиальную задачу концерта логическо-образной - смогу ли догадаться, смогу ли понять. Владимир Юровский программы всегда составляет концептуально, произведения сочетаются не только настроенчески, но и по смыслу. В этот раз, как оказалось, по смыслу произведения были практически тождественны. Разве что отличались идеологией взглядов - восток сошелся с западом, смирение с отчаянием, средневековые тексты китайских поэтов с музыкой XX века... В остальном же это одна и та же тема конца, тема встречи с вечностью и прощание с тем мигом, которым оказывается жизнь перед вечностью... Таких два разных прощания...

К сожалению, совершенно не смогла воспринять тенора. Мне казалось, что его голос не ложится на это произведение, не совпадает с оркестром, да что там... теряется в оркестре. Совсем другое впечатление от Сопрано. Вот оно звучало по-малеровски и по-юровски и... в тему концерта. Особенно в последней части...
Запись концерта на сайте www.meloman.ru

КЗЧ, Юровский, Музыка

Previous post Next post
Up