Тоска. МАМТ

Nov 27, 2018 23:56

«Тоску» в МАМТе дают с занавесом. Когда занавес открывается, то сразу же бросается в глаза, что сценическое оформление оперы минималистично - драпировка, которая так сочетается по расцветке с занавесом, пару колон, скамейки католического храма, небольшая то ли церквушка, то ли капелла…

Задник сцены черный, лишь узкая полоска света, которая ассоциировалась у меня с узким окном католического храма. Признаться, я не ожидала от этой полоски ничего особого -окно так изображено, подумала я, немного добавляет объема сцене… Но, оказалось, в этой полоске света был скрытый смысл - в сценах признания любви, полоска раздвигается и превращается в целый мир за огромным окном, играющий разными цветами и красками, в сценах в кабинете Скарпиа световая щель становится все уже и уже, пока не смыкается окончательно, оставляя мрак черного бархата. В третьем акте полоска света раздвигается практически до размеров задника сцена и свет там, где-то в другом мире этого экрана, передает постоянно сменяющиеся настроения героев - то тревогу и страх, то надежду, то мечты о будущем, то отчаянье и, наконец, встреча с вечностью…

Это решение с игрой светом и цветом, пожалуй, единственное необычное в данной постановке… В остальном постановку можно было бы считать почти концертным исполнением, настолько статичны сцены - появляются актеры, ведут свои «оперные» диалоги и монологи, движений по минимуму, но… при этом каждая отдельная сцена казалась мне удивительно красивой в своей статичности. Я вдруг подумала, что каждая сцена, словно иллюстрация к этой удивительной музыкальной книге, написанной Пуччини на сюжет В.Сарду. И в этой связи для меня вдруг стало логичном сочетание занавеса и драпировки из убранства сцены - занавес словно обложка книги раскрывала отдельные страницы с богатым, красочным оформлением.


Фотография с сайта МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Впрочем, заявляя о почти концертном исполнении оперы, я не вполне справедлива. Все же в этом спектакле проявлялись не только исполнительские способности актеров, но и драматические. Исполнительница Тоски (Ирина Ващенко), удивительно изящная блондинка, замечательно провела свою партию, раскрыв все грани женской логики и характера, ведомого любовью, - от простодушно-прямолинейных ревности и требовательности через наивную хитрость к решимости и смертельной отваге. Барон Скарпия в исполнении Алексея Шишляева бесподобно отвратительный интриган, сила и давления которого чувствуются в каждом его выверенном жесте, прямой спине, длинных взглядах и медленном повороте головы. Признаться, в роли Каварадосси я хотела увидеть Нажмиддина Мавлянова и, возможно, именно поэтому не сразу мне понравился Николай Ерохин в этой партии, однако, к финалу убедил он меня полностью…

Пролистывая программку увидела дату премьеры - 20 мая 2004. Кажется, именно в этот период театр переживал не лучшие времена и «снимал сцену» в другом музыкальном театре. Не этим ли объясняется этот минимализм и статичность, что в тот момент были ограничены средства и возможности? Скажу честно, я пыталась представить, чем бы можно было «развить» театральное действо и оживить статику. Подбирая варианты, вдруг окончательно и бесповоротно поняла, что не надо ничем дополнять и развивать. Не хочу я никакой динамики и резвости. Достаточно вот этой статики, которая ставит во главу впечатлений самое главное в этой опере - бессмертную музыку Пуччини, а эта статика называется бессмертной классикой жанра. И не поэтому ли постановка является таким долгожителем в репертуаре театра, к которому по-прежнему не пропадает интерес у зрителей и слушателей.

Благодарю за приглашение МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, сообщество moskva_lublu и лично turandot5.

moskva-lublu, МАМТ, музыка

Previous post Next post
Up