«Страсти по Иоанну». Бах. КЗ «Зарядье»

Sep 26, 2018 00:42

Музыкальный сезон начался удивительно удачно. Впрочем, рука так и тянется зачеркнуть плоское словосочетание «удивительно удачно», ибо удивительно - ДА! Удачно - не подходит, слишком мало и примитивно это слово. Сезон начался безукоризненно… Причем безукоризненным были и произведение, и исполнение, и зал...

Я все время говорю, что «Страсти по Матфею» Баха - самое совершенное произведение во всем мировом музыкальном наследии… И вот еще одно совершенство. «Страсти по Иоанну». Я слушала их несколько раз в наушниках, находя записи в Интернете. Считала, что произведение все же несколько проигрывает более известной части «Страстей», но вот нет… Не проигрывает. И не выигрывает. Равновеликие произведения. Но в данном случае еще и уникально исполнение. Дирижер Эндрю Пэррот (Великобритания) совместно со своим коллективом The Taverner Consort&Players занимаются не только исполнительской, но и исследовательской работой. И их исполнение «Страстей» отличалось от того, что я слышала, как представляла себе это произведение. В данном случае исполнение было камерным, с небольшим хором, который назван Рипиенистами, солистами и камерным ансамблем.

По версии музыканта и исследователя творчества Баха Джошуа Рифкина, хоровое письмо Баха было настолько сложным, что было доступно для исполнения очень немногим певцам. Поэтому по его версии Баховские пассионы должны исполняться именно в камерном формате. Именно такое исполнение и представил Пэррот со своими музыкантами. Но исполнение было необычайно пронзительным. Потряс тенор (Хуго Химас). Его исполнение было безупречным и наводит на кощунственные мысли, что именно такую музыку пишут для Бога, а такое исполнение и достойно этой музыки. Впрочем, исполнение всего произведения было филигранным, изящным и незабываемым. И хотя аплодисменты длились просто долго, помню я и более истерично-бесконечно долгие, но вот я не помню, чтобы до этого была свидетельницей того, что аплодисменты продолжались и после того, как все музыканты покинули сцену.


Что касается зала, который все еще приглашает своих слушателей на новоселье, то он меня потряс. Я мечтаю о посещении нескольких мировых площадок, предчувствую впечатление, которое они могут на меня оказать, но вот не ожидала, что культурный шок смогу еще раз испытать в Москве. Вот зал «Зарядье» меня поверг именно в культурный шок. Помню, как грустила, когда было принято решение о сносе «России» - столько было связано детско-юношеских впечатлений-воспоминаний, что не могла не грустить. Кто ж знал тогда, что его заменит безукоризненная, идеальная площадка - приятная энергетически, лаконичная в своем современном интерьере, эргономичная, уютная… но это все ерунда по сравнению просто с нереальной акустикой. Гул зала не слышен вообще, зато музыка звучит волшебно! Не даром уходя маэстро Эндрю Пэррот обвел зал руками и на обеих руках поднял большие пальцы, сопровождая уважительным поклоном…

За мою недавнюю и недолгую поездку в СПб меня дважды спросили, была ли я уже в зале «Зарядье», каковы мои впечатления. У меня тогда не было ответа… А вот сейчас подтверждаю - это что-то удивительное… Чувствую, буду там скоро частым гостем...

Бах, Музыка, КЗ Зарядье

Previous post Next post
Up