Гиньоль имени Станиславского. Московский театр кукол

Jul 28, 2018 00:05



Вот так ходишь в театр, ходишь… а потом БАЦ! И слышишь, что: «его не понимает никто - ни люди, состарившиеся на подмостках, ни самые искушенные директора театров, ни даже блогеры газетные рецензенты». И самое обидное, что понимаешь, что это истинная правда! Театр живет своей жизнью, имеет свой вес и свое влияние, характер и настроение… и нам только кажется, что им кто-то управляет, порой оказывается, что он сам идет своей дорогой, ведет активный образ жизни.

Больше месяца назад я обозначила окончание сезона, но сезон решил по-другому - и все добавлял себе в зачет спектакли, добавлял, пока на последок не собрал два спектакля, составленных из цитат и аллюзий. Пару к Сатириконовским «Ваня и Соня и Маша и Гвоздь» составил спектакль по пьесе К.Чапека в Московском театре кукол. Пожалуй, спектакль очень логично стал точкой в сезоне, как бы подчеркивая суть этого театрального года - преобладание кукольных спектаклей с муками творчества разного толка.

У слова «Гиньоль» есть два значения - это и театр перчаточных кукол, и пьеса или спектакль, основой которых является изображение различных преступлений, злодейств, избиений и пыток. И оба значения как нельзя лучше раскрывают смысл спектакля. С одной стороны, это спектакль, в котором играют перчаточные куклы, а с другой - все самые ужасные муки… муки творчества показаны в самых кровавых откровенных подробностях. Выдержана стилистика традиционного балаганного театра - избиения, колотушки, слезы «фонтаном». Декорации и атрибуты на тростях, ширмы скрывают кукловодов. И все же… Во всем такая театральность! Куклы похожи на своих персонажей, а декорации спектакля так напоминают макеты театральных декораций настоящий. На ширме изображения то ли атлантов, то ли муз - Тщеславие, Вдохновение, Интрига, Традиция, Новаторство, Любовь к искусству, Труд, Упорство. То ли добродетели, то ли пороки, то ли награда, то ли наказание…

В спектакле множество прямых и косвенных цитат. Как по тексту, так и по визуальному ряду. Как по пьесе, так и аллюзии на рассказ Зощенко, статьи театральных мэтров. Ах, как я люблю такие приемы. Все в легкой ироничной манере… довольно весело и непринужденно зрители вовлекаются в действие (причем еще до начала спектакля). И получается, что стирается грань между театром и жизнью, действием и событиями дня…

Понравился ли спектакль мне? Да! Я полностью приняла стопроцентную традиционность как художественный прием. Даже не представляю, как еще можно было бы сыграть спектакль, где действующие лица с такими громкими театральными именами, один другого именитей. Как сыграть такой спектакль, чтобы не уйти в идолопоклонничество или фамильярность. Может ли этот спектакль не понравиться? Да… он может не понравиться тем, кто не любит ни кукольного театра, ни самой жестокой иронии или ждет
исключительно «новых форм», а может быть чего-то другого. Все как всегда в театре… Но сегодня мне казалось, что в зале были те, кому искренне понравилось играть в театре в театр, иногда наблюдая за «кухней» как театра кукол, так и театра вообще. На этом театральный сезон считаю законченным. Иду подводить итоги…

puppets, Театральная площадка

Previous post Next post
Up