«Аида». МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Петер Штайн

Jun 03, 2018 21:57

Некоторые спектакли кажутся «заколдованными» - собираешься на них, собираешься, а попасть по стечению обстоятельств никак не можешь. Вот и «Аида» в МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко был запланирован чуть ли не со дня премьеры в 2014 году, но все почему-то не случался. И, возможно, был бы пропущен еще один сезон, если бы не приглашение от театра и сообщества moskva_lublu.

Сюжет в операх подобных «Аиде» Верди известен заранее и не требует чтения титров, понимаешь и без подстрочника, что происходит. И это дает отличную возможность не переключать внимание от сцены. И хотя в постановке «Аиды» Петера Штайна действий немного, на сцене есть на что посмотреть.

В опере 7 картин, каждая из которых казалась мне «ожившим полотном» с папирусов или фресок древнего Египта - те же плоские фигуры в профиль, простые формы с четким контуром, яркое солнце, тусклая луна, гробницы и пирамиды. И мне было отрадно видеть, как искусно художник обошелся с хрестоматийным представлением Египта, не впадая в банальные картинки «настоящего Египта» - с одной стороны в оформлении спектакля есть все, что приходит в голову про Египет, а с другой стороны ни одна ассоциация не была показана впрямую, даны намеки, а дальше должно работать воображение, которое способно все сделать самостоятельно. И в целом ощущение Египта было в полной мере, возможно, гораздо больше, чем в случае с явным изображением сфинкса и пирамид.



Фотография с сайта МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Замечательно поставлен свет, который, возможно, и делал основную работу по превращению объемного пространства сцены в открытки с «плоскими египетскими картинками». В сцене переодевания Амнерис я даже была удивлена, обнаружив, что декорации в этой картине имеют объем, настолько он тщательно был скрыт светом. И в этом снова для меня был «настоящий Египет» - только там я видела, как мир вокруг становится плоским, как все предметы обретают четкие границы в лучах солнца. И каждый раз бывая там и наблюдая картинку вокруг себя я думала, что не случайно живопись Египта такая плоская, что дело не столько в технике рисования, сколько в том, что просто предметы уплощаются в мощных лучах солнца… и вот точно тот же визуальный эффект достигнут в этой постановке «Аиды».

И, конечно, при таком четком сценографическом концепте естественно, что отмечают в первую очередь работу художника, но мне хочется сказать несколько слов о режиссере - Петер Штайн удивительно четко уловил примитивизм древнеегипетских рисунков и сумел трансформировать их в движение актеров на сцене под музыку одной из самых красивых опер мирового наследия с богатой музыкальной окраской. Я была поражена, насколько гармонично уживались «простые театральные формы» со сложным музыкальным полотном. Казалось так логично, что на сцене минимум движений, что многие партии исполнены иногда чуть ли не статично, без лишней динамики. Но если картина оживлялась действием, то оно непременно поддерживало развитие событий. Так сцена в покоях Амнерис, в которой она выведывает тайну Аиды, поставлена как переодевание принцессы, что делает гармоничным использование в этой сцене балета.

Нашлись в постановке и фрагменты для зрелищных, масштабных сцен - самая грандиозная, из которых триумфальное возвращение Радамеса. На мой взгляд, не все в ней безупречно (могу ошибаться, но показалось, что костюмы воинов выбивались из общей стилистики спектакля), но в целом сцена гармонично поддерживает помпезность музыки в этой картине. А вот сцена ареста и заключения Радамеса мне показалась одной из самых красивых и трогательных: строгая геометрия декораций, контрастный свет, четкость движений актеров - все подчеркивало трагичность момента, неотвратимость истории, ничтожность человека перед прессом истории, в жестоком колесе времени и событий. И в этой четкости на первый план выходят чувства героев, никогда не подвластные строгой геометрии «да-и-нет», логике и правилам.



Фотография с сайта МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Чувства… Вот где особенно проявились драматические способности актеров музыкального театра. Как я уже сказала, в постановке мало действий. В основном, исполнение партий статично. Но при этом нельзя не отметить, что во всех картинах, актеры смогли показать чувства героев. И отличное исполнение партий дополнялось сильным окрасом чувств, что в конце концов осталось ощущение, что «Аида» - это не просто опера на исторический сюжет, это в первую очередь история о любви и выборе человека. Как сложен выбор Аиды (Мария Пахарь) - выбор между любовью к мужчине, долгом перед Родиной, саном, любовью и преданностью отцу. Насколько остра боль Амнерис (Лариса Андреева) - как может чувствовать себя отвергнутая женщина, принцесса при том. Выбор между любовью и долгом Радамеса (Николай Ерохин). Также хочется отметить актеров Антона Зараева (Амонасро) и Романа Улыбина (фараон). Прекрасное исполнение партий, убедительные образы. Ну а об оркестре театра можно говорить только в превосходной степени - как всегда, прекрасное исполнение прекрасной музыки.

Для меня «Аида» в МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко стала прекрасным примером классических оперных постановок с замечательным исполнением и интересной сценографией, с четким концептом. Именно то, что так удачно разбавляет мой «репертуар», который в последнее время больше нацелен на более смелые и постмодернисткие постановки. Буду рекомендовать своим знакомым, а возможно и повторю сама в будущем сезоне, ибо по моим рассказам моя мама захотела тоже послушать. Спасибо МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, сообществу moskva_lublu и лично turandot5 за приглашение.

moskva-lublu, МАМТ, Петер Штайн

Previous post Next post
Up