«Анна Каренина». МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Dec 22, 2017 00:52

Увертюрой к спектаклю служит одновременно и неожиданный, и само собой подразумевающийся стук колес. При этом длительность этого звукоряда выдержана идеально - ее уже достаточно, чтобы услышать, как бьется собственное сердце и пытается совпасть с ритмом стука колес, но он еще не успевает навеять сон, такой естественный и рефлекторно-ожидаемый для людей 20го века...

Под стук колес и открывается занавес. И мы видим статичную картину - на сцене все участники. Кажется, что смотришь фотографию конца 19го века или начала 20го. Эффект фотографии визуально поддерживает "рамка" сцены, строгая, но многослойная, получается, что фотография утоплена вглубь сцены. Это, безусловно фотография, сделанная до всех событий, описанных в романе, когда все счастливы, нет обид, нет вины, нет общей боли...

Этим большим семейным фото и заканчивается увертюра. Далее "все семьи счастливы одинаково", а вот нам индивидуальное несчастье Стивы и Долли Облонских. Впрочем, Стива вполне доволен, еще бы вон как хохочут горничные... Причем хохочут по-настоящему. Неожиданный ход в балете. И это точка пересечения с драматическим театром. Вообще в этом спектакле много точек пересечения - классический балет скомбинирован и с вокальным искусством, и contemporary dance, и "эквилибристика" на велосипеде, и мультимедиа (куда же сейчас без него)… На мой взгляд, очень удачно и тонко это переплетено.

После краткой прелюдии о том, как "все смешалось в доме Облонских" четко по тексту появляется Анна... Снова актеры замирают в ожидании поезда. Затем на экране показывается приближение поезда. Поезд останавливается, картинка оживает cначала неровно, затем балетным шагом. И есть в этом что-то такое трогательное, словно фильм братьев Люмьер показывают, и часть картинки на экране, а часть за ним, на сцене. Очень красиво и трогательно поставлено.



Использована фотография с сайта театра

В музыкальную основу спектакля легли произведения горячо мною любимого Рахманинова, тепло принимаемого Лютославского и двух грузинских композиторов, с творчеством которых до этого я не была знакома. Думаю, я не ошиблась, что музыка Рахманинова "была главной". Более того, мне показалось, что именно выбор музыки и определил концепт спектакля.

Во-первых, выбор музыки Рахманинова переносит действие чуть-чуть (лет на 20-30) ближе к нам. Выбранная музыка задает уже немного другие, отличные от моего личного временного представления истории, ритмы, темпы, а как следствие и мироощущения, мироустройство и социальные взаимоотношения.

Во-вторых, выбор музыки, где в качестве соло звучит фортепиано, очень хорошо поддерживает идею противопоставления. Ведь согласимся, что фортепиано всегда выступает антагонистом оркестру. И во всех фортепианных концертах идет спор, противоборство тем оркестра и фортепиано. Ни один из струнных концертов не поддерживает этой идеи. Никогда в струнных концертах я не чувствую той остроты спора, как в фортепианных. Оно и понятно, любой струнный инструмент из той же стаи, с теми же «устоями», что весь оркестр. Одним словом, выбор фрагментов из 2го Концерта Рахманинова было очень интересным и обоснованным ходом. Я это восприняла (и, уверена, я в этом не ошиблась) как противостояние Анны обществу, его официозу. Фортепианные же темы у Рахманинова проникновенные, пронзительные. И наложив на эти мелодии рисунок танца, Кристиан Шпук сделал Анну необыкновенно обаятельной, трогательной и… мне симпатичной.

Парадокс, но, когда из "Анны Карениной" убирают слова автора, мне и произведение, и его героиня нравятся гораздо больше, чем у Толстого или в кино- и театральных постановках (впрочем, это тема для отдельного разговора). Вот и в этот раз героиня мне симпатична, мне жаль ее.

Впрочем, Каренин и Вронский мне нравятся по-прежнему больше. Тем более в исполнении таких замечательных актеров.
Интересный ход был с использованием романсов Рахманинова в темах Левина. Они подчеркивают также определенную его индивидуальность, отстраненность от общества. Но тут антагонизм другого рода. Он над обществом, а не против него…
Очень мне понравились элементы contemporary dance. Особенно возвращение Анны и ее встреча с мужем на перроне. Когда танец идет фактически на «музыку» вокзала. Это как предсказание финала этой еще в тот момент не полностью начатой драмы.

Также мне понравился и «сенокос» на музыку Лютославского, где скрипки «визжат, свистят», почти вызывают идиосинкразию. И в сочетании с поставленным светом (резко ярким в этот момент) мне казалось, что я буквально ощущаю зной и тяготы того дня.

Что не очень понравилось, это «эротические» сцены. Как-то слишком прямо и непосредственно поставлен рисунок. И в то же время без порыва любви. Ну вот секс, все люди взрослые, все поняли… Но… а как же чувственность? Ее как будто и забыли передать… Но это на мой взгляд. Возможно, кому-то хореографический рисунок тут понравился…

Возможно, некоторые критики и правы, говоря, что с точки зрения хореографии ничего нового в спектакле нет. Но для меня классика такого качества и в таком исполнении всегда беспроигрышна и всегда интересна. А сочетание классического балета с элементами contemporary dance и даже драматического театра, на мой взгляд настолько удачны, что не хочется вспоминать ни о канонах, ни разделять какие-либо виды искусства и рассуждать, что тут можно, а что нет. Искусство в чистом виде... Без условных разделений. Просто смотришь, сопереживаешь и переживаешь всю историю вновь. В этот раз со мной случился конфуз - я не успела купить программку. Поэтому либретто не читала, но как оказалось позже, поняла все безошибочно. Возможно, потому, что Анна в нашем составе была брюнеткой и не вызывала удивления…

Замечательно поставлен свет. С приближением финала сцена становилась все темнее. Снова заиграла многослойная «рамка сцены», свет углублял глубину. Показывая нам дно, бездну… в которую неминуемо идет Анна. И из которой на нее несется поезд. Очень эффектно показан финал. Когда на нас их тьмы несется поезд, вспышка, темнота, стоп-кадр растерянных людей, все. И в первый момент не хочется даже хлопать. Хочется пережить этот момент…



Использована фотография с сайта театра

Мне приятно осознавать, что такой "русский" (по моим ощущениям) спектакль поставлен группой иностранных художников и режиссера. Я воспринимаю, это как искренний интерес к нашей культуре, симпатию к характеру, попытку понять и объяснить наши национальные особенности, ибо какое бы я не испытывала бы отторжение к Толстому и его произведениям, не признать того, что в них он раскрывает черты национального характера, справедливые до сих пор, я не могу. Я благодарна за такой взгляд со стороны и вдумчивую проработку «материала». Все же и выбор музыки (вопреки самому очевидному выбору Чайковского), и минимализм оформления сцены, и наоборот пышность костюмов - все это говорит об очень тонком прочтении не только произведения, но и культуры в целом. И я искренне благодарна создателям спектакля (в первую очередь его создателю и идейному вдохновителю Кристиану Шпуку) и театру им.Станиславского и Немировича-Данченко, что в московской афише есть такой замечательный спектакль-шедевр!

И, конечно, же огромное спасибо сообществу moskva_lublu за приглашение.

Подробнее о спектаклях театра можно узнать на сайте театра
и в сообществах (Фейсбуке, В контакте и Инстаграмм). Лично я уже на них подписалась…

moskva-lublu, МАМТ, Музыка

Previous post Next post
Up