Евгений Онегин. ГАБТ

May 07, 2017 20:45

Постановка концептуальна, символична, иронична, лирична, артистична, человечна, безупречна…

На этом, пожалуй, можно было бы и закончить отзыв. Если бы не мое желание восстановить справедливость. Дело в том, что многие-многие годы ни одна из просмотренных постановок не вызывала у меня доверия. Не могла я простить Чайковскому, что для своей прекрасной музыки он взял Евгения Онегина. Каждый раз мне казалось, что смысл искажен, что я смотрю и слушаю примитивный пересказ такого тонкого сюжета, где живые люди со слабостями и силой трансформируются в картинных оперных персонажей, где поступки непонятны и не мотивированы (и почему-то так часто любят добавлять прощальный поцелуй Татьяны и Онегина - ненавижу!), где сюжет рвется и скачет, где стихи Пушкина перемешаны с текстом либретто, который навязчиво потом утомляет мой мозг.

И вот свершилось… все-все-все встало на свои места и стало понятно, логично и естественно. Это именно то, что я всегда думала про героев, это именно так, как я воспринимаю это произведение… Верю! Теперь и оперу люблю… Надеюсь повторить…

Концептуальная постановка
Концептуальное решение показать весь спектакль в «4-х стенах», без привязки к ландшафтам и пейзажам, не изменив сюжетную линию, перевернуло все смыслы, добавило объяснений, придало логики и… будоражило любопытство зрителей. Когда перед пятой картиной кто-то впереди иронично спросил, неужели и дуэль будет за столом, я точно и абсолютно уверено могла ответить утвердительно. Индукция, знаете ли… если 4 картины уже показаны в 4-х стенах, остальные 3 пройдут там же, в той же геометрии. И мне даже казалось, что я знаю, как оно там будет, как случится. Оказалось, что казалось не зря… угадала.

А это ведь замечательная театральная головоломка взять и уместить все в одни координаты, убрать одну степень свободы творчества, но при этом не увеличить театральную условность, а наоборот сделать знакомый сюжет захватывающим, начать играть с воображением зрителя, дразнить его так, чтобы он приходил в восхищение, а не в раздражение с «законными» вопросами: «Почему это не варят варенье?!!» или «А где малиновый берет?», где дуэль за столом становится единственно возможной, глупой, правдивой… Где каждый поступок обоснован до жеста, до мимики…

Символичная постановка
Стол… заняв практически все пространство сцены, он на протяжении всех 7 картин нес огромный смысл. Ведь по сути стол как объединяет людей в один круг, так и разделяет их, делая оппонентами, противниками, разводит на разные стороны интересов. Собрание за ним гостей то создавала дружескую простодушную картину деревенской жизни в доме Лариных, то напротив указывало на сословность на приеме в Москве, где чужаку и чудаку Онегину не находится места.
Когда Татьяна сидит за ним одна, то кажется совсем маленькой, потерянной девочкой, а когда в юношеском порыве вскакивает на него и оттуда поет свое «письмо», то невольно вспоминаешь и теологический символ стола, и кажется, что не просто так для красивой мизансцены режиссер поставил Татьяну на стол - все верно, в этот момент она приносит всю себя на алтарь любви. И так логично в этот момент начинается гроза. Как знак свыше, нельзя отказываться от всего, от самого себя ни ради чего, даже ради любви…

Впрочем, стол - не единственный символ постановки. Есть и другие, но их затмевает ирония и актерская игра, и личные чувства. Я не успевала их фиксировать в своей памяти, все время отвлекаясь на том, что было на поверхности моего внимания.

Ироничная постановка
Все картины пронизаны таким ироничным настроением, которое с самого начала, начиная с песен крестьян, исполненных гостями Лариных за столом, придает особый смысл всему происходящему. Театральная условность превращается в жизненную безусловную правду, где гости подшучивают, а гостей высмеивают. Где все и всё кажется и смешным, и трогательным. Так естественно падают гости в угаре танца, так смешно падает Ларина, так естественно жадно гости едят торт и пьют вино… Ольга ищет сережку, а Ленский носится с папкой стихов…

Ирония мешает горькое и смешное. Когда Ленский начинает петь «что день грядущий мне готовит», и одновременно оборачивается «древняя старуха», покачивая головой, то становится и смешно, и страшно одновременно, ибо понимаешь, для нее этот вопрос не менее роковой, и даже более естественный, чем для глупого романтика Ленского. Но точно знаешь, что для Ленского день будет роковым, а что будет с придуманной старухой, неизвестно, надеюсь, все хорошо… И вот когда старуха встает и хромая уходит, становится уже не до смеху… О да… хромая судьба сделала не тот поворот…

Лиричная постановка
Все действия так тонко показаны через чувства героев, что помимо текста и действий, считываешь и чувства. Переживания, обиды, влюбленность и отстраненность, сопричастность и одиночество. Кажется, что понимаешь, каждого, что он чувствует в тот или иной момент, почему так поступает… И, конечно, во многом благодаря отличным актерским работам.

Артистичная постановка
Актерские работы настолько хороши, что постоянно сожалеешь, что не умеешь распараллеливать взгляд, не можешь решить, на кого же смотреть, за чьими жестами и мимикой следить, что будет интереснее, где поставлен акцент. Как же красивы и талантливы молодые актеры! Гибкие, артистичные, прекрасно двигаются, с прекрасными голосами… Актеры так живо играют, что забываешь, что слушаешь оперу с хорошо известным сюжетом, по-настоящему сопереживаешь и почему-то пытаешься угадать, что же будет дальше! И так часто не угадываешь…

Человечная постановка
И от того, что действия показаны через чувства героев, и благодаря актерской работе, и по задумке режиссера - постановка очень «человеческая». В оперной условности так редко получается смотреть, обычно слушаешь и наслаждаешься музыкой и исполнением (если повезет), а вот сопереживать почти никогда не получается. А тут… тут все симпатичны и всех жаль. Всех понимаешь и не понимаешь. Такая обычная человеческая жизнь с влюбленностями, одиночеством в толпе, с весельем и обидами, с подтруниванием и игнорированием. Никто не виноват и все глупы безмерно… все просто обыкновенные ЖИВЫЕ люди… В какой-то момент даже захотелось, чтобы изменился сюжет. Постановщику, видимо, тоже хотелось, ибо как объяснить такую значимую паузу Онегина после: «Прошу вас извиненья!» И именно поэтому дуэль превратилась в перепалку с несчастным случаем.

Какой милый и трогательный Онегин по приезде в Москву. Он пытается найти место и в прямом, и переносном смысле, суетится, тушуется и петушится… и в конце впадает в истерику…
Жаль… всех жаль…

Безупречная постановка
Можно ли оценить постановку по-другому, когда в ней все идеально - и исполнение, и игра, и сценография, и концепция, и цвет, и свет(!!!)… Все сделано таким образом, чтобы постоянно держать зрительское внимание, будоражить любопытство. И это в хрестоматийном сюжете, знакомом с детства!!! Во время сцен идеальная тишина, между картинами зрители поворачиваются друг к другу и начинают обсуждать, ибо есть что обсудить. И я была не исключение.
Когда на балу выходит Татьяна, мои соседи, начали спорить она это или нет каково же было Онегину!, эффект достигнут… Когда закрывается занавес, понимаешь, что обязательно надо пересмотреть. И в первые в жизни меня не преследовали мелодии с навязчивым текстом, картинка уравновесила визуальную и аудиальную составляющую оперы, не допустив перекоса…

Пожалуй, впервые опера у меня совпала с первоисточником, а не осталась в стороне от него. Спасибо режиссеру Чернякову и всей команде, которые помогли мне так славно провести канун день рождений Чайковского. А jeanix благодарю за рекомендацию.

ГАБТ, Театральная площадка, Пушкин

Previous post Next post
Up