Электра. Bayerische Staatsoper

Mar 05, 2017 23:43

В постановке только три цвета - черный, белый, пурпурно-красный… Каждый цвет значим, содержателен. Как значим и свет в этой постановке... Минималистичность постановки добавляет пронзительности.




Черный квадрат разделяет сцену на две части. Даже не так. Основная часть сцены как раз за черным квадратом, перед ним только авансцена, на которой и происходит основное действие. И большую часть спектакля мы видим узкую полоску авансцены, темную. Актеры находятся в луче света. Лучи света сужаются и к концу спектакля авансцена становится практически темной, освещается небольшими фонарями снизу. Есть в этом что-то жуткое - тьма накрывает мир. Злодейство, совершенное однажды, расплывается на весь мир, накрывая и тех кто повинен, и тех, кто негодует, и тех, кто мечтает остаться в стороне.

Черный квадрат стоит на одной из своих вершин, поворачивается и за ним виден цвет и... свет. Свет и цвет так контрастируют с тем, что происходит на авансцене, что становится невыносимо холодно и страшно, неуютно от той прямой мысли, что все самое хорошее, светлое и позитивное - все осталось там, позади, за этим черным квадратом. За этой непросветностью.

Когда я заранее читала либретто (ибо знала, что в театре будет только на немецким, а он у меня еще не на том уровне, чтобы читать либретто перед спектаклем), то меня удивило описание самого начала оперы - «Электра, подобно зверю, озираясь выходит из дворца». Не такая Электра в баварской опере.
Электра мрачная, в черном платье, босая, топор заготовлен сразу, не надо ей потом его раскапывать. Топор гипертрофированный… огромный. Когда видишь его в ее руках, то сложно поверить, что она его удержит. А потом она его поднимает с тем торжеством, с каким поднимает вес женщина в тяжелой атлетике. Так же противоестественно… то же противоестественное торжество…

Нет не озирается Электра, не страшится, не скрывается. Она полна решимости и… ее отстраненность не изгнание, а самоизоляция. Видимо, поэтому она постоянно находится на небольшом настиле, так похожем на плот, выброшенный на берег. И хотя не плыть ему уже по течению, это ее оплот - оплот ее веры, ее стремлений, отправная точка. Почему-то в этой постановке у меня постоянно возникали ассоциация атлетического характера. Так и этот плот мне напоминал мостик для прыжка через «козла». Ну что ж… Электре нужен этот толчок, этот импульс…

И кажется, что ничто не может поколебать ее уверенности, ее подвижничества и тем не менее… Появляется Царица Клитемнестра, царственно спускаясь по красной лестнице, в платье пурпурного царственного (и в тоже время кровавого) цвета. Красный цвет затмевает глубину черного, кажется, что огромный шлейф мантии покрывает всю авансцену, черное на красном смотрится страшно… и не можешь уже понять, какого цвета больше… Очень нервное сочетание под стать сцене объяснения матери с дочерью…
Электра теряется. Кажется, что еще чуть-чуть и она потеряет решительность. И даже в какой-то момент кажется, что вот-вот наступит примирение. Мать садится на плот, протягивает руку дочери, рука дрожит. Дочь склоняется и с такой нежностью смотрит и кажется, что сейчас она обнимет мать, а потом вступает музыка и Электра прямо сообщает свой план. Черное надвигается на красное, Клитемнестра растерена… протянутая к дочери рука уже не жест примирения, это мольба… И моментальная смена настроения - приходит новость о гибели Ореста, опасаться нечего, в протянутой руке не осталось напоминания о мольбе, это уже жест проклятия. Царица уходит, оставляя пурпурную мантию на сцене… море крови…
Просто, емко, сильно поставлена сцена. Буквально до оторопи, до мурашек… такая сильная смена настроений в небольшом фрагменте.

Мантия так и пролежит на сцене до появления Ореста. Он ее накинет, уходя за тот черный квадрат, словно переняв эстафету кровопролитий. За ним захлопнется черный квадрат, окончательно пропадет цвет и свет. Только черный цвет и немного света от лампы у ног Электры. И в этом тусклом свете Электра поднимет топор и замахнется, и когда опустит его, издалека раздастся крик ужаса Клитемнестры. Точка поставлена, никаких сомнений, кто виноват. Как нет сомнений в этой постановке, что делать. Электра в очередной раз поднимет свой топор гипертрофированного размера, снова замахнется, но уже в последний раз, замкнув круг злодеяний и мести. Не просто так она падает замертво, от собственной руки…

Музыка, Записки культуристки, Театральная площадка

Previous post Next post
Up