Органный гала-концерт. ГАБТ

Feb 23, 2017 22:35

Мало кто знает, что после ремонта историческая сцена Большого театра "разбогатела" на новый орган. Признаться, я не сразу об этом вспомнила, когда увидела в афише Органный Гала-концерт. И тем не менее орган снова там есть! Настоящий, восьми тонный, построенный немецкой фирмой Glatter-Götz. Прекрасно звучащий...

А, как оказалось, история органа в Большом длинная. Еще в конце XIX веке впервые появился орган, затем перед первой мировой его заменили на новый, а затем в 70е годы XX заменили на электроорган, а вот в 2013 году снова вернули настоящий, живой орган. Правда, спрятан он за сценой, зрителю не видны его медные трубы.

Вообще, настоящий орган - понятие элитарное. Не каждый оперный театр имеет такое счастье... И то, что концерты органной музыки на исторической сцене Большого театра происходят редко, также придают элитарность событию, некоторую эксклюзивность. И словно желая подчеркнуть эту эксклюзивность организаторы концерта постарались сделать его необычным. Концерт отличался своей эмоциональной тональностью - не было ни того холодного «небесного» звучания, что привычно слышать в соборах, ни академичности концертных залов.

Кулисы сцены были декорированы несколько помпезным занавесом, а задник служил экраном, на котором на протяжении всего концерта показывались видеопроекции - показывались то известные соборы, то отдельные узнаваемые фрагменты убранства соборов, а иногда на экране появлялись то космический видеоряд, то снежинки, то бабочки, то появлялась «живая» видеопроекция исполнителей - музыканты, певцы, руки органиста, и совсем уж интересно, когда показывали ноги (сестра шепнула мне, чтоб я внимательно следила и делала правильные выводы. В антракте я спросила, какие именно. Она ответила, что люди вон со сколькими педалями управляются, а ленюсь нажимать на 3). …И почему-то весь этот эклектичный видеоряд был удивительно гармоничным…

Мне было приятно осознавать, что практически все соборы я узнала, в голове промелькнул калейдоскоп своих путешествий. И еще я подумала, что так славно, что я решила сэкономить немного и взяла билеты на втором ярусе, но по центру… Это во время проекции соборов дало мне ощущение, что я нахожусь у самого входа и сейчас вот-вот пойду по анфиладе и обойду собор… Ощущение это усиливал оставленный, но сильно приглушенный свет. Бра на ярусах казались подсвечниками, свечи мерцают, играет органная музыка. В общем, воображение разыгралось, а может быть просто мозг взял все известные ему шаблоны на эту тему…

Программа была прекрасно составлена и позволяла оценить уникальность и универсальность этого короля инструментов. Орган выступал и соло, и в ансамбле с арфой, гобоем, трубой, с камерным скрипичным оркестром, с хором, с голосом. Исполнялись как известные до хрестоматийности произведения, так и те, что не услышишь часто.

Это был настоящий музыкальный праздник. И… пожалуй, слова там были лишние. Хотя они были. В исполнении Петра Татарицкова. И не могу не заметить, что при всем понимании его профессионализма - красивый, поставленный голос, отличная дикция (ни разу на моей памяти он не оговорился), чтец он до невозможности, до приторности пафосный, что музыку, конечно, не портит, но рвал стиль постановки. Вернувшись домой, не выдержала и погуглила, кто же был его педагогом. Впрочем, пафос чтеца - единственный недостаток концерта. В остальном… остается только ждать, когда же будет следующий. Надеюсь, не через 3 года…

ГАБТ, Музыка

Previous post Next post
Up