Дж.Верди. Реквием. Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра. Валерий Гергиев

Dec 30, 2016 01:04

Я думала, что знаю о мощи оркестра Мариинского театра все. Я думала, что оцениваю силу дирижера в полной мере, мне казалось, что, помня довольно хорошо Реквием Верди, не смогу услышать ничего нового в нем. Я думала, что самые сильные музыкальные впечатления в принципе у меня позади… Я ошибалась. Сегодня я поняла, что я ошибалась…

Самые сильные музыкальные впечатления я получила сегодня. И вот теперь я точно не знаю, ЧТО и КОГДА сможет их перекрыть.

В этом году я уже слушала сценическую версию Реквиема в Мариинке и с теми же солистами. И в целом исполнение было сильным, да еще эффектно оформлено. Но сегодня все было по-другому. Вроде бы также, но по-другому…

Три хора, почти 100 человек, огромный оркестр Мариинки - все они с трудом поместились на огромной (кажется, самой большой в Москве) сцене. Сила музыки, сила позиции… сегодня Реквием Верди был о вере и о верности. Вере в Бога, в Его волю, Его милость. Верность друзьям, долгу, зрителю, своей позиции…

Легко верить в счастливые минуты, но какова же должна быть вера в трагические моменты… Вера и верность кажутся однокоренными словами, и в них действительно есть общее - и тому, и другому сложно следовать…

Кто-то скажет, ну зачем было выносить концерт за рамки фестиваля искусств «Русская зима», зачем вносить смуту в сердца, умы слушателей накануне Нового года. Да, что-то случилось, но день траура прошел… Признаюсь, были и в моей голове какие-то вот такие мутные-смутные мысли. Тем более на концерте мы собирались с друзьями поздравить друг друга с наступающим, а до концерта у меня были посиделки с отделом… я мчалась с мыслями, что неловко как-то… неуютно…

Но все было точно рассчитано - и объявление программы заранее, и официальное самоисключение из фестиваля, и программа без антракта, и исключительное исполнение. Оно было идеальным… идеальным во всех отношениях - и игры оркестра, и партий солистов, и три хора, и… сдирижированная пауза. Думаю, в зале было много слушателей, которые точно знали, когда Реквием закончился. Я знала. Но каждый понял, дирижер объявил паузу. Не говоря ни слова, не делая ни жеста, ни знака, он держал руки на весу, у хора была открыта партитура. А зал молчал. Сначала мне захотелось встать, но затем я подумала, что вставание нарушит эту паузу, которая была очень важной. Важной, естественной и искренней… Я не знаю, сколько длилась эта пауза - минуту? Три? Пять? Затем Маэстро опустил руки, зал встал, по проходу вынесли огромный букет-монумент в виде скрипичного ключа, и вот только потом раздались аплодисменты. И были они не только той музыки, которая пробрала до слез, до мурашек, до оторопи. Нет… это были аплодисменты солидарности. Такая вот музыкальная, скорбная соборность… Я полезла в сумку за платком и увидела время - 21.43… Аплодисменты длились долго… потом стали передавать цветы, но музыканты клали их у подножия скрипичного ключа. А где их еще возложить?... Памятные аплодисменты стоя продлились 20 минут. Выходя из зала я уточнила… Обычно оживленная публика выходила из КЗЧ молча, придавленная вот этим общим чувством правильного и честного поминовения.


Когда я покупала билеты на этот концерт, я думала, что будет так символично - год сделал круг. И снова будет программа сюрприз, и снова канун нового года. Но коррективы вносит жизнь… Да, год сделал круг… но сегодня все по-другому. И это тоже очень важно. Прочувствовать эту быстротечность, непредсказуемость, бесповоротность жизни, каждого ее мгновения очень-очень важно. Прочувствовать и оценить, что счастье - это когда нет горя. Простая банальность, но составляет основу нашей жизни.

Будьте счастливы, любимы, в мире, согласии, в радости… вместе… Пусть будет в жизни вера и верность…

КЗЧ, Музыка, Гергиев, Проститься...

Previous post Next post
Up